Архитектура мечетей Лахора в период империи Великих Моголов

Мечеть Бадшахи

 Современные стили архитектуры, в том числе – архитектуры мечетей, не только используют современные тенденции и компьютерные наработки, но и уделяют большое внимание историческому наследию, вполне органично вписывая его в модернизм. Одним из красивейших, оригинальных и международно признанных канонических стилей можно назвать архитектуру мечетей периода правления династии Великих Моголов в Индостане. Могольский стиль был выстроен на основе культурных традиций центральноазиатской, иранской и собственно индийской (как мусульманского наследия Делийского султаната, так и индуистских источников) архитектуры, являясь не только синкретическим стилем, но и развившимся в итоге в свой собственный канонический стиль. 

Архитектура Империи Великих Моголов - это тип индо-исламской архитектуры, разработанный в 16-18вв, который включает в себя центральноазиатский, иранский и собственно индийский (Делийский султанат – раннее исламское искусство Индостана и искусство индуистских княжеств) субстраты [Баканова, 34-48сс]. При этом могольскую архитектуру следует считать отдельным особенным стилем, поскольку она имеет свои отличительные особенности, разработанные в данный период времени: здания имеют единообразную структуру и характер, включая конструкции из столбов и балок, большие луковичные купола, тонкие минареты по углам, массивные залы, большие сводчатые ворота, тонкий орнамент, двойные купола, вынутые из прямоугольного фронтона (арены). Особое внимание уделялось симметрии и равновесию между частями здания, а также тонкими деталями украшений. Основными материалами построек были белый мрамор и красный песчаник. Отдельно стоит отметить искусство инкрустации - замечательная черта архитектуры Великих Моголов, инструмент динамичного выражения в великую эпоху. Инкрустация, технически известная как Pietra dura (по-итальянски «твердый камень»), представляет собой мрамор, инкрустированный драгоценными или полудрагоценными камнями, причем в настоящее время считается, что в Индостане оно зародилось и развивалось самобытно. [Asher, 168-179pp]

Основные мечети, построенные в период Империи Великих Моголов в Лахоре: Бадшахи мечеть (Badshahi Mosque) 1673г, Бегам Шахи мечеть (Begum Shahi Mosque - The Mosque of Mariyam Zamani Begum) 1614г, Дай Анга мечеть (Dai Anga Mosque) 1635г, Моти мечеть – часть комплекса Жемчужная мечеть (Moti Masjid (one of the "Pearl Mosques")) 1635г, Вазир Хан мечеть (Wazir Khan Mosque) 1642г, Сунери мечеть (Sunheri Mosque (Talai Mosque)) 1735г, Шахид Гандж мечеть (Shaheed Ganj Mosque (Abdullah Khan Mosque)) 1753г, Унчи мечеть (Oonchi Mosque (High Mosque)) дата постройки неизвестна. 

Самая известная мечеть Лахора – Бадшахи мечеть (или Королевская мечеть). Считается, что она стала последним проектом грандиозного могольского строительства. Размеры внутреннего двора мечети: 159 на 527 м. По углам молитвенного зала расположены 4 минарета, столько же и по углам, окружающей мечеть стены, таким образом сама мечеть имеет 8 высоких минаретов. Внешние минареты имеют высоту 62 метра, внутренние – немного ниже. Над молитвенным залом возвышаются три огромных беломраморных купола, резко контрастирующие с красными минаретами. [Баканова, 199-203сс] Главный вход в мечеть украшен двухъярусным павильоном, увенчанным множеством башенок. Над павильоном возвышается высокий свод, украшенный резьбой. Главный вход в мечеть, расположенный напротив входа в королевскую резиденцию (Лахор Форт), открывается в обширный, вымощенный красным кирпичом, внутренний двор, в котором одновременно может совершать молитву до 60 тысяч верующих. В центре двора расположен беломраморный фонтан, где ранее совершалось омовение - вуду. Двор окружает изящная арочная галерея, в которой в эпоху Моголов располагалось медресе. В западном конце двора высится центральное здание мечети, увенчанное тремя изящными куполами. Фасад из красного песчаника облицован алебастровыми панелями и украшен тончайшей резьбой, а также мраморной инкрустацией. В верхнем ярусе мечети рядом с главным входом устроен небольшой музей исламских реликвий. Всего их насчитывается двадцать семь: среди которых зелёный тюрбан пророка Мухаммада; отпечаток его ноги и его знамя; платки, вышитые дочерью пророка Мухаммада Фатимой; первая сура Корана, переписанная рукой праведного халифа Али ибн Абу Талиба; платок Хусейна ибн Али, со следами его крови и др. [Josef W. Meri, 263-268pp]

Бегам Шахи мечеть – самая ранняя мечеть эпохи Великих Моголов, построенная во время правления Джахангира в 1614 году. Свое официальное название – Мечеть Марьям Замани Бегам – она получила в честь матери императора. Во времена правления сикхов, часть мечети была превращена в пороховой склад (и получила название «Пороховая мечеть»), другая часть стала храмом (гурдварой) сикхов. В 1850 году мечеть по суду была возвращена мусульманам. Мечеть представляет собой переходную фазу архитектуры и отражает как влияния Моголов, так и влияния более ранней пуштунской династии Лоди. Невысокие купола и широкие арки характерны для более раннего стиля Лоди, в то время как балконы, боковые комнаты и украшения мечети выполнены в стиле Великих Моголов: молитвенная палата с пятью отсеками, внутренний фонтан – бассейн для омовения, настенные цветочные фрески с кораническими и вне кораническими надписями. В настоящее время ведутся работы по реконструкции мечети и возможности допуска в нее верующих. [Awan, M. Yusuf, 22-38pp]

Дай Анга мечеть, построенная в 1635 году (датировка на самой мечети – 1649) представляет собой классический образец ритуальной архитектуры. Считается, что она была построена в честь императорской кормилицы – Дай Анга (имя при рождении: Зеб-ун-Ниса) перед тем, как она отправилась в хадж. Перед мечетью находится внутренний двор шириной, а само здание разделено на три части. Центральная часть является самой большой и увенчана куполом высотой около 6 м. Она окружена двумя меньшими секциями с куполами чуть менее 5 м. Отличительной особенностью мечети является широкое использование плитки. Центральная часть мечети искусно украшена преимущественно голубой, оранжевой и желтой плиткой кашани. Раньше в интерьере также были представлены прекрасные фрески, утраченные в наше время. Снаружи мечеть также декорирована плиткой. В настоящее время она внесена в список охраняемых памятников наследия Департамента археологии Панджаба. [William J. Glover, 1-26pp]

Моти мечеть – часть комплекса «Жемчужная мечеть» (1635г), мечети которого находятся также на территории Индии (форт Агра и Красный форт, построенные позднее). «Моти» в переводе с урду и означает «Жемчуг» и в определенной степени является символом чистоты веры.  Данная мечеть представляет собой небольшое сооружение из белого мрамора, построенное императором Джахангиром и модифицированное впоследствии архитекторами Шаха Джахана. Она представляет собой часть великолепного архитектурного ансамбля в комплексе Лахорского форта (Императорской резиденции в Лахоре). Мечеть полностью построена из привезенного из Макрана белого мрамора. Ее фасад выполнен из арок с выступами и колонн с гладкими и тонкими контурами. Над мечетью возвышаются три наложенных друг на друга купола, два прохода с пятью проливами и слегка приподнятый центральный пиштак, или портал с прямоугольной рамой. Этот пятиарочный фасад выгодно отличает ее от других мечетей данного времени с трехарочными фасадами. Сильно выделяются потолки, которые декорированы и спроектированы в четырех разных порядках: два дугообразных и два трапециевидных. [Dar, 1-12pp]

Мечеть Вазир Хана, которая была построена в комплексе с лахорскими банями: Шахи Хаммам в 1642г. Она включена в предварительный список наследия ЮНЕСКО. Мечеть Вазир Хана считается самой богато украшенной мечетью эпохи Великих Моголов, также она известна своей сложной фаянсовой плиткой (каши-кари) и внутренними многоцветными расписными фресками. Начиная с 2009 года в мечети проводился комплекс реставрационных работ под руководством Фонда культуры Ага Хана и правительства Панджаба при участии правительств Германии, Норвегии и США. [Aga Khan centre] Мечеть была построена по заказу главного императорского врача Хакима Илам-уд-дина Ансари, который был широко известен под именем Вазир Хан. Вазир Хан позже стал субахдаром – высшим представителем императорской власти в Панджабе и построил несколько архитектурных памятников в Лахоре. Во дворе мечети оборудован дербар на могиле известного суфия Миран Бадшаха (реконструирована и модернизирована изначальная средневековая постройка). Мечеть Вазир Хана была частью более крупного комплекса, который включал в себя ряд помещений, традиционно предназначенных для каллиграфов и переплетчиков, городскую площадь перед главным входом в мечеть, территории хаммама и некоторые другие. Красота мечети удостоилась даже внимания британцев. В конце 1880-х годов Джон Локвуд Киплинг, отец Редьярда Киплинга, писал о мечети и ее декоративных элементах в «Журнале индийского искусства». Мечеть Вазир-хана известна своим тщательно продуманным убранством в стиле, основанном на декоративных традициях нескольких регионов. Фасады, обращенные во внутренний двор, богато украшены мотивами и палитрой, которые демонстрируют сильное влияние Персии 17-го века. Используемые цвета в персидском стиле включают лайвард (синий кобальт), фирози (лазурный), белый, зеленый, оранжевый, желтый и фиолетовый. Широко в оформлении используются растительные мотивы: цветы, виноградные лозы, кипарисы, которые также соответствуют персидскому направлению. Фасад входного портала, обращенный к Вазир Хан Чоук, украшен сложной плиткой и каллиграфией, которая включает стихи Корана, изречения Пророка Мухаммеда, молитвы за Пророка. Над входом в главный молитвенный зал находятся стихи из суры Корана «Аль-Бакара», написанные известным каллиграфом Хаджи Юсуфом Кашмири. Внутренний декоративный стиль уникален, поскольку он сочетает в себе художественные элементы империи Великих Моголов с местными пенджабскими декоративными стилями. Несколько арок в мечети украшены мукарнами - архитектурным элементом, найденным в Альгамбре в Испании, а также в нескольких имперских мечетях в Иране. Низкие купола над молитвенным залом отражают стиль более ранней династии Лоди. Фасады, выходящие во внутренний двор мечети, украшены замысловатой плиткой каши-кари. Проход через портал и восьмиугольную камеру ведет в центральный двор мечети, в нем есть высокие арочные галереи, окружающие центральный вымощенный кирпичом внутренний двор. Двор с четырех сторон окружен 32 ханами - небольшими кельями для религиозных занятий. Таким образом, мечеть Вазир Хана соединяет в себе могольский, средневековый делийский, персидский и панджабский стили. [Asher, 258-259]

Сунери мечеть, известная также как Талай мечеть, была построена во времена упадка Империи Великих Моголов в 1753 году. Архитектором мечети был Наваб Бухари Хан, заместитель губернатора Лахора во время правления Мухаммад-шаха. Мечеть была построена на постаменте, с магазинами, занимающими цокольный этаж под мечетью. Арендная плата за магазины использовалась для оплаты содержания мечети. Архитектурный стиль мечети отражает влияние сикхской архитектуры близлежащего Амритсара и панджабских традиций в целом. Семь молитвенных комнат накрыты позолоченными куполами, во внутреннем дворе имеется бассейн для совершения омовения, его окружают четыре высоких минарета. В 2011 году была объявлена программа реконструкции, частично реализованная.

Архитектура мечетей периода Империи Великих Моголов оказала значительное влияние на возникшие позже индийские архитектурные стили, в том числе индосарацинского стиля периода британского владычества, на стилистику раджпутов и сикхов. Некоторые дворцы и церкви в Крыму также выстроены в данном стиле. В современном мире элементы могольской ритуальной архитектуры используют для постройки мечетей в разных частях света: арабских странах, Европе, Америке. 

Библиография:


Баканова М.В. Мир под названием Пакистан, Торонто (Канада), Altaspera Publishing & Literary Agency Inc, ISBN 9781329123410, 2015 – 405с

Aga Khan Historic Cities Programme. Aga Khan Cultural Services, "History and Background" in Conservation of the Wazir Khan Mosque Lahore, 2012, URL: http://archnet.org/publications/6586 

Asher C.B., Architecture of Mughal India, Cambridge University Press. Part 1, Volume 4.  ISBN 9780521267281, 2017 – 402p

Awan, M. Yusuf. History of Mosque Architecture in Lahore, Journal of Islamic Thought and Civilization, Volume 4, Issue II, Fall 2014, 22-38pp

Dar Nadeem A pearl inside Lahore Fort – Moti Masjid. Lahore, Pakistan Today, 2017 – 12pp

Josef W. Meri. Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia (Routledge Encyclopedias of the Middle Ages), UK, Routledge ISBN 9780415966917, 2006 – 980p

William J. Glover Making Lahore Modern, Constructing and Imagining a Colonial City. Univ Of Minnesota Press. ISBN 978-0816650224, 2008 – 288p

Марина Баканова