Животный мир в оформлении миниатюр периода Империи Великих Моголов

Попугай обращается к Ходжасте в начале седьмой ночи

Во времена правления династии Бабуридов среди правителей и придворной знати было распространено как литературное искусство (создание поэтических автобиографий – наме и прочих литературных произведений), которые зачастую были оформлены миниатюрами. Также отдельно развивалось искусство придворной миниатюры, особенно связанное с изображением правящих особ. Могольская миниатюра возникла под влиянием персидской и среднеазиатской живописи, местных традиций, а позднее подверглась влиянию и европейской живописи. Она развивалась в течении более чем 300 лет, создав уникальный живописный жанр, пока не была уничтожена в связи с падением правящей династии и созданием Британской Индии.

При этом могольская миниатюра интересна не только тем, что изображает реальные сюжеты из жизни императоров и их приближенных, в том числе – и бытовые сцены, но и общим антуражем. На многих миниатюрах присутствуют животные, здания, прорисованы природа и прочий антураж. Что касается животных, то основными, использующимися для создания миниатюр явились: кони, газели, птицы, слоны, львы и тигры. Использование изображений животных позволило создать настроение на конкретной миниатюре, усилить ее жизненность, активность. Так на миниатюре «Джахангир охотится на льва» массово представлены различные животные на фоне горной местности. Миниатюра «Мечта Джахангира о встрече с Шахом Аббасом» дублирована изображениями льва и тигра, которые символизируют собой две страны и двух правителей. Миниатюра «Попугай обращается к Ходжасте в начале седьмой ночи» представляет собой изображение женщины, беседующей с попугаем.

А миниатюра «Обезьяна Маймун заманивает медведей» вообще изображает исключительно животный мир и природу, без прорисовки людей, так же как и миниатюра «Хамелеон» или «Отдыхающий лев». Миниатюра «Басаван. Тамаруза и Шапур на острове Нигар» интересна в том плане, что изображает на втором плане не только сцену рыбалки, но и самих рыб, изображение которых весьма редко встречается в данном виде живописи. Оригинально и изображение «Мухаммад Шах любуется садом», где в прогулке участвует и любимый сокол императора.

Могольская миниатюра Индостана довольно часто использовала изображения животных, которые могли быть там представлены в виде:

  • Объектов охоты (газели, антилопы, хищники)
  • Объекты экипировки армии (кони, слоны)
  • Объекты быта (быки, ослы, лошади)
  • Домашние любимцы (птицы)
  • Символы императорской власти
  • Самостоятельные объекты для натуры

Таким образом, использование изображений животный придало могольской миниатюре большую легкость и непосредственность, добавило красок и жизни, сделало ее динамичным искусством.

Марина Баканова