Новый расцвет кино Пакистана

Зинда Бхаг

Говоря о культурном наследии Пакистана, мало кто вспоминает кинематограф этой страны. При этом не найдётся человека, который не знает о Болливуде, представляющим собой международное лицо соседней Индии. Однако и в Пакистане история киноиндустрии весьма богата, а в последние годы она и вовсе переживает новый расцвет.

В Пакистане есть несколько киностудий, в основном расположенных в двух крупнейших городах страны - Карачи и Лахоре. Пакистанский кинематограф играет значительно важную роль в местной культуре, и в последние годы он снова начал процветать после многих лет своеобразного застоя. В Пакистане также базируется несколько киноиндустрий, которые носят региональный и нишевый характер.

Начиная с 1948 года было произведено более 10 000 художественных фильмов на языке урду, а также более 8 000 на пенджабском языке, 6000 на пушту и 2000 на синдхи. В период с 1947 по 2007 год кино базировалось в Лахоре, где образовалась крупнейшая в стране киноиндустрия под названием Лолливуд. Пакистанские фильмы в этот период привлекали большую аудиторию, были частью культурного мейнстрима, широко доступного и цитируемого массами.

Первым пакистанским фильмом до распада Британской Индии стал Husn Ka Daku (также известный как «Таинственный орёл») режиссера Абдура Рашида Кардара, снятый в Лахоре в 1929 году. Картина, хоть и не сыскала значительного успеха, заложила первые основы для будущего кинематографа страны. А вот первым фильмом независимого Пакистана стал Teri Yaad («Твоя память» с урду) режиссера Дауда Чанда в 1948 году.

Однако первый настоящий успех наступил в 1950 году с выходом фильма «Do Ansoo» («Две Слёзы). Снятый по мотивам рассказа Хакима Шуджи об излишествах, свойственным высшим слоям общества, фильм прокатывался целых 25 недель в кинотеатрах.

В 1960-х годах наступил Золотой Век пакистанского кинематографа. Этот период стал пиком славы пакистанской киноиндустрии, который многие тепло вспоминают по сей день. Появились первые цветные фильмы, что ознаменовало приход новой эры. Началось все с того, что в сентябре 1965 года, на почве военного конфликта с Индией, на индийские фильмы был введен полный запрет, в результате чего аудитория пакистанских фильмов увеличилась, а сфера начала развиваться бурными темпами.

1970-е принесли Пакистану множество новых талантов. Сангита - сценический псевдоним популярной в Пакистане актрисы и режиссера, дебют которой состоялся в фильме «Kankganin» (1969). После переезда в Лахор в 1971 году Сангита дебютировала в качестве режиссера в 1979 году с фильмом «Девушка общества». Фильм имел огромный успех, и Сангита получила премию Нигар как за лучшую режиссуру, так и за лучшую женскую роль. В этом фильме также дебютировал сценарист Сайед Нур, который впоследствии тоже стал режиссером.

В начале 1970-х годов Пакистан был четвертым по величине в мире производителем художественных фильмов. Однако в период с 1977 по 2007 год киноиндустрия Пакистана пришла в упадок из-за политических процессов, усиления законов о цензуре и общего отсутствия контроля за качеством. В течение 1980-х и 1990-х годов киноиндустрия переживала несколько периодов взлетов и падений, что отражало ее зависимость от государственного финансирования.

К 2000 году киноиндустрия в Лахоре окончательно потухла и увидела постепенный сдвиг пакистанских актеров, актрис, продюсеров и режиссеров из Лахора в Карачи. К 2007 году раны пакистанской киноиндустрии начали заживать, и Карачи зарекомендовал себя как новый центр пакистанского кино. Это стало временем, когда постановщики нового молодого поколения резко вошли в индустрию с короткометражными фильмами с качественным сюжетом, а новые технологии привели к буму авторского кино. Этот скачок рассматривается многими как главная причина «возрождения пакистанского кинематографа».

В 2011 году вышел фильм «Говори» режиссера Шоаиба Мансура, который стал настоящим хитом с высокими кассовыми сборами и хорошими оценками от критиков и зрителей. Успех фильма породил Новую Волну кинематографа Пакистана. Название этого направления появилось в 2013 году, в котором вышло сразу 7 пакистанских новинок.

Среди них фильм «Waar» («Удар»), ставший самым успешным фильмом страны в 2013 году. Боевик-триллер Билала Лашари по сценарию Хасана Раны стал самым кассовым пакистанским фильмом за всю историю (однако рекорд был побит в 2015 году фильмом «Ты снова не придёшь») . В фильме показаны события, связанные с войной с террором в Пакистане, включая нападение на Полицейскую академию в Лахоре в 2009 году.

«Zinda Bhaag» («Беги за свою жизнь») была расхвалена критиками, и рецензенты назвали ее «лучшим фильмом из современного пакистанского кино» и «новой метафорой пакистанского кино», которая «сулит хорошие возможности значительного пакистанского импорта в ближайшие годы». Фильм стал официальным представителем Пакистана на премию «Оскар», первым после пятидесятилетнего перерыва, но не попал в окончательный список номинантов.

Прошедшее десятилетие стало во всех смыслах новым расцветом для пакистанского кино, и хотя пандемия и притормозила производство фильмов – будущее для пакистанской киносферы выглядит оптимистично. Индустрия нашла множество талантливых лиц, а аудитория проявляет большой интерес, чтобы можно было смело заявить, что кинематограф Пакистана ещё найдёт, чем нас удивить.

Малайк Машаев