Эффективность пакистанского правительства в борьбе с эпидемией Covid 19 в контексте светско-религиозного противостояния

Управление и эффективность пакистанского правительства и его шаги по предотвращению эпидемии и ее последствий, улучшению социального и медицинского обслуживания, управлению ресурсами и возможной будущей профилактике перед лицом конфронтации между светскими и религиозными силами в стране.

Эпидемия Covid-19 достаточно быстро достигла Пакистана; на 26 февраля 2020 г. зарегистрировано два подтвержденных случая заболевания. 18 марта 2020 года наличие случаев заболевания было подтверждено во всех провинциях страны, двух автономных территориях и столичном округе Исламабад. С 1 апреля страна ушла на полный карантин. Первые признаки противостояния светского и религиозного общества выявились уже на этом этапе: это выразилось в углублении суннитско-шиитского противостояния, поскольку завозные случаи были в основном с территории Ирана; протесты врачей, не получивших лекарств; проведение международного религиозного форума Таблиги Джамаат, несмотря на запрет правительства 10 марта; высшие слои общества не признавали наличия эпидемии и, игнорируя запреты правительства, устраивали массовые «античные» вечеринки. Именно это дало резкий всплеск заболеваемости и вынудило правительство Пакистана объявить всеобщий карантин.

В то же время пакистанское правительство одновременно вводило меры по поддержке населения, в основном касавшегося социальных слоев с низкими доходами. Была создана молодежная организация Corona Relief Tigers (31 марта 2020 г.), волонтеры которой доставляют еду и лекарства. Любой гражданин без недвижимости мог заполнить онлайн-анкету на получение единовременной денежной помощи от государства, что осложнялось неграмотностью населения. Также был создан государственный фонд (24 марта 2020 г.), куда могли перечислить средства все желающие помочь.

30 марта 2020 года государственный министр здравоохранения д-р Зафар Мирза объявил, что Комиссия по высшему образованию выдвигает инициативы исследователей, ученых, специалистов, производителей и других экспертов, которые могут помочь правительству в борьбе с вирусом. Фактически высшие медицинские чины вошли в комиссии при правительстве и никакой эффективной работы не проводили, остальным было отказано в сотрудничестве с правительством. Эта ситуация не изменилась и на 2021-22 годы.

Полный карантин, введенный 1 апреля 2020 года, коснулся и религиозных объектов, в том числе были закрыты крупные медресе, исламские учреждения и мечети. Что, в связи с приближением религиозного месяца Рамадан, вызвало новый виток конфликтов между светским и религиозным обществом. В конце апреля группа уважаемых врачей в Пакистане и за границей написала религиозным лидерам и премьер-министру письмо с просьбой не открывать мечети во время Рамадана, ожидая, что 80% их посетителей будут старше 60 лет и что мечети открытием мог быть не только «взрыв заболеваемости COVID-19», но и резкий рост смертности от него. Практически в то же время правые религиозные деятели стали выступать за открытие мечетей. Им казалось невозможным провести пост без молитв таравих, особенных для Рамадана (месяца поста в исламе), без коллективного ифтара (массового разговения после захода Солнца) и без итикафа (уединения в мечети в последние 10 дней поста).

Фактически пакистанское правительство оказалось в тисках: между риском резкого скачка эпидемии (22 апреля число заболевших составило 10 тысяч) и религиозными протестами. Правительство Пакистана было вынуждено пойти на компромисс, небольшие мечети были вновь открыты с соблюдением санитарных норм: убраны ковры, в комнатах регулярно убирались, верующие были обязаны молиться на расстоянии 6 футов друг от друга и носить маски. Несмотря на решения правительства и санитарные меры, по стране стали распространяться слухи о том, что никакой эпидемии нет вовсе, что всех, кто попадает в больницы, агрессивно лечат новыми препаратами (изобретенными в США, повышающими смертность или усугубляющими течение болезни), что вирус и вовсе был придуман в США и специально запущен для уничтожения мусульман...

В мае 2020 года в обществе стали резко расти протестные настроения, которое в целом оказалось под угрозой полной нищеты, по мнению политиков, «если население не умрет от вируса, оно умрет с голоду». Представители оппозиции и радикального ислама продолжали критиковать власть: первые за нарушение карантинных мер, а вторые за нарушение религиозных прав. В результате, несмотря на то, что рост заболеваемости не прекратился, правительство начало поэтапно снимать карантин, а в последнюю неделю Рамадана и вообще было вынуждено снимать ограничения на работу базаров и магазины и передвижение людей, так как сил полиции для его сдерживания уже не хватало. После религиозного праздника Ураза-Байрам, несмотря на всплеск заболеваемости, страна продолжала открываться. Самые последние учебные заведения были открыты – в сентябре 2020 года, что также вызвало много нареканий, ведь большинство детей в Пакистане не смогли воспользоваться возможностью онлайн-обучения.

Осенью 2020г, в начале второй волны, правительство учло недостатки тотального карантина и начало вводить так называемый «умный локдаун» — когда закрывались отдельные города или села, кварталы в городах или даже отдельные улицы. При этом обучение вновь было переведено на дистанционную схему, что в январе-феврале 2021 г. вылилось в массовые протесты учащихся и студентов по поводу того, что онлайн-обучение также предусматривает проведение экзаменов в онлайн-формате, а не в очной форме. В то же время с середины марта 2021 г. образовательные учреждения вновь перешли на онлайн-режим в связи с третьей волной, и хотя она даже близко не приблизилась к таким значениям, как в соседней Индии (не было значений более 6 тысяч заболевших в день), они оставались закрытыми до 1 июня.

Вакцинация против Covid-19, которая началась в феврале 2021 года, также вызвала споры. Именно так религиозные деятели часто негативно отзывались о вакцинах, критикуя действия правительства. Большинство пакистанских граждан до сих пор не считают вакцинацию эффективной, это касается как образованной, так и необразованной части населения. В то же время на начало сентября 2021 года (данные NIMS — Национальной системы управления иммунизацией) в Пакистане было вакцинировано только 8% населения, а 20% получили первую дозу вакцины. В настоящее время число вакцинированных в стране достигло 35% - что также очень низко. Несмотря на то, что правительство страны ввело крайне жесткие меры: невакцинированным гражданам запрещается посещать магазины, торговые центры, базары; жить в отелях; летать внутренними рейсами; учиться и учить оффлайн и т. д. Эти меры привели к массовым покупкам поддельных сертификатов. В конце сентября 2021г Пакистан вступил в четвертую волну Covid-19, которая ознаменовалась закрытием учебных заведений, смарт-блокировкой, ограничениями на работу организаций и торговых центров. И пятый небольшой подъем также с некоторыми ограничениями наблюдался в январе 2022г. В настоящее время в стране число заболевших ежедневно около 400-500 человек в день, хотя возможно – большинство заболевших попросту не делает тесты и не обращается в больницы. Кроме того, уже через пару недель Пакистан вступает в новый Рамадан со всеми вытекающими из этого массовыми мероприятиями и новыми идеями радикальной религиозной оппозиции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Влияние религиозных деятелей оказалось решающим для формирования государственных лечебно-профилактических мероприятий в условиях эпидемии COVID-19 весной-летом 2020 г., в 2021 г. - влияние религиозных деятелей в значительной степени ослабило программу вакцинации.

Сопротивление пакистанского общества «религиозному навязыванию» крайне низкое, что определяется его низким уровнем образования

Правительство Пакистана «де-факто» было вынуждено бороться не только с самой эпидемией COVID-19, но и с религиозным обществом, не принимающим директив правительства, а также с политической оппозицией.

Некоторые директивы правительства привели к дополнительному «обнищанию» общества, что грозило вылиться в массовые «голодные бунты». А еще - снизить и без того низкий уровень образования.

В настоящее время продолжается противостояние власти обществу и религиозным деятелям, переговоры малорезультативны, власть вынуждена прибегать к силовому давлению и частичному нарушению прав человека для предотвращение эпидемии.

В течение всего периода пандемии правительство Пакистана предпочитает полагаться на силы «своих местных чиновников», а не на использование зарубежного опыта или иностранных специалистов, несмотря на то, что эффективность принимаемых мер низка и приводит к повышению степени противостояния.

Bibliography:

Official website of the Pakistani Ministry of Health http://www.nhsrc.gov.pk/ Ministry of National Health Services, Regulations and Coordination URL: http://www.nhsrc.gov.pk/

Ayesha Siddiqa. Pakistan has a Tablighi Jamaat Covid-19 problem too. But blame Imran Khan as well, The Print, 3 April 2020

Coronavirus in Pakistan - Confirmed Cases. URL: www.covid.gov.pk

COVID-19 - Pakistan Socio-economic Impact Assessment & Response Plan (Version 1 May 2020) 06/18/2020 URL: https://reliefweb.int/report/pakistan/covid-19-pakistan-socio-economic-impact- assessment-response-plan-version-1-may-2020

Hindustan Times "Pakistan's Covid-19 tally crosses 48,000; PM Imran Khan says learn to live with coronavirus". 21 May 2020

Saroop Ijaz “Closing Pakistan's Maternity Wards Puts Women at Risk”, May 9, 2020 URL: https://www.hrw.org/news/2020/05/09/closing-pakistans-maternity-wards-puts-women -risk (Date of treatment October 14, 2020)

Sehat Sahulat Program URL: https://www.pmhealthprogram.gov.pk/

Welle, Deutsche. "Coronavirus: Pakistani government lays off thousands of workers to revive economy DW 05.06.2020 URL: https://www.dw.com/en/coronavirus-pakistani-government-lays-off-thousands-of-workers-to-revive -economy / a-53699236

Dawn newspaper URL: https://www.dw.com/en/pakistan-plan-to-commercialize-covid-vaccine-sparks-outcry/a-56619003

Марина Баканова