Роль Китая в проекте Китайско-Пакистанского экономического коридора

В мае 2013 года во время визита премьер-министра Ли Кэцяна в Пакистан он провел углубленный обмен мнениями с пакистанскими лидерами о дальнейшем укреплении всепогодного стратегического партнерства между Китаем и Пакистаном. Премьер Ли Кэцян предложил построить экономическую артерию от Кашгара на севере до порта Гвадар на юге, чтобы добиться оперативной совместимости. В Китае было решено приступить к разработке долгосрочного плана экономического коридора Китай-Пакистан и неуклонно продвигать его строительство. Основное внимание при строительстве этого экономического коридора уделяется дальнейшему укреплению взаимосвязи между Китаем и Пакистаном и общему развитию.

В конце 2013 года президент Си Цзиньпин выдвинул стратегическую концепцию «Один пояс, один путь». Экономический коридор Китай-Пакистан, как полезное дополнение к «Один пояс, один путь», еще больше повысил его стратегическое значение. В документе «Цели и действия морского Шелкового пути», опубликованном в марте 2015 года, четко говорится, что «экономические коридоры Китай-Пакистан и Китай-Индия-Бангладеш-Бангладеш-Мьянма тесно связаны с продвижением строительства «Пояса и Пути». Необходимо и дальше развивать сотрудничество и добиваться большего прогресса". Во время визита президента Пакистана Хусейна в Китай лидеры двух стран договорились ускорить строительство китайско-пакистанского экономического коридора. Эксперты в Китае считали, что эта новость указывала на то, что этот проект «Повестка дня века» выйдет на «скоростную полосу».

Второе заседание Совета Совместного комитета Китайско-пакистанского экономического коридора состоялось в Beijing Antique. Стороны подписали проект Фазы II Национального совместного исследовательского центра Пакистана и Китая для малых гидроэнергетических технологий и другие документы о сотрудничестве.

В совместном заявлении, опубликованном Китаем и Пакистаном 19 февраля 2014 года, говорится, что строительство Китайско-пакистанского экономического коридора соответствует формулировке стратегий развития и направлено на достижение экономического развития, улучшение условий жизни людей и содействие общему развитию и процветанию региона. Обе стороны должны работать вместе, чтобы обеспечить скорейшее формирование китайско-пакистанского экономического коридора и достижение ощутимых результатов. Строительство экономического коридора Китай-Пакистан постепенно продвигается с целью дальнейшего укрепления взаимосвязи между Китаем и Пакистаном и содействия общему развитию.

 

Роль Китая

 

Этот проект является модельным и флагманским проектом в рамках инициативы «Один пояс, один путь». В этом проекте Китай должен взять на себя шесть ролей. Они относятся к 22 проектам, завершенных или реализующихся в настоящее время в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора. Эти 22 проекта разделены на пять категорий с точки зрения источников финансирования, а именно, четыре крупных проекта транспортной инфраструктуры, для которых правительство Китая предоставляет льготные кредиты. Китайские предприятия и их партнеры в Пакистане инвестируют 12 проектов в области энергетики и портов, один проект, для которого правительство Китая предоставляет беспроцентные ссуды, четыре проекта по обеспечению средств к существованию, предоставленные правительством Китая для бесплатной помощи, и один проект, финансируемый правительством Пакистана.

 

Первая роль - A, то есть “Assember ”

 

Ассемблер означает того, кто собирает вместе. Это очень соответствует идентичности Китая, потому что, хотя Китай является сторонником инициативы «Один пояс, один путь», он также является сборщиком или собирателем. Китай хочет объединить более 60 стран на своем пути. Каждая страна имеет свою культуру, привычки и экономические структуры. Сочетание такого количества сложных и разнообразных элементов должно быть нелегкой задачей. Однако роль этого «сборщика» взял не кто иной, как Китай.

 

Вторая роль - B, то есть “Builder”

 

Это «архитектор». В плане «Один пояс, один путь» много инженерных проектов, будь то строительство мостов и дорог, ремонт машин и электростанций, почти все они строятся китайскими рабочими. Добросовестность и работоспособность китайских инженеров и техников давно известны во всем мире, поэтому Китаю предстоит стать главным «архитектором» проекта «Один пояс, один путь».

Каракорумское шоссе, также известное как «шоссе китайско-пакистанской дружбы», начинается из Кашгара, Синьцзяна на западе Китая, проходит через Каракорум, Гиндукуш и Гималаи, далее идет через перевал Хунджераб и заканчивается в китайско-пакистанском пограничном порту Гвадар. Общая протяженностью щоссе - 1224 км, оно находится на высоте от 600 до 4700 метров над уровнем моря. Из-за долгих лет аварийного состояния, таяния снегов весной, дождей летом и т.д. эта сухопутная дорога обычно перекрыта барьерным озером. В феврале 2008 года был официально запущен проект реконструкции и расширения Каракорумского шоссе, который был реализован компанией China Road and Bridge Engineering Co., Ltd. На втором этапе нового этапа автодорога Каракорум будет расширена до внутренних районов Пакистана на основе модернизации первоначальной магистрали. В то же время, вторая фаза проекта расположена на основном участке сухопутного участка Китайско-пакистанского экономического коридора и является важной частью основной магистрали север-юг дорожной сети Пакистана.

9 мая 2016 года началось строительство участка Суккур - Мултан пакистанской автомагистрали Пешавар - Карачи в китайско-пакистанском экономическом коридоре. Протяженность 392 километра, вся линия спроектирована в соответствии со стандартом шести полос с двусторонним движением и скоростью 120 километров в час. Стоимость контракта на этот участок проекта составляет около 2,89 миллиарда долларов США, что эквивалентно 18,46 миллиарду юаней. Это, безусловно, крупнейший инфраструктурный проект в китайско-пакистанском экономическом коридоре.

Первоначально планировалось, что строительство автомагистрали Пешавар-Карачи начнется в Карачи, крупнейшем городе Пакистана на юге, и Лахора, второго по величине города на севере. Теперь ее планируется продлить до Пешавара, важного города на северо-западной границе, общая протяженность составит 1152 км. Население районов, которые находятся вдоль это линии, составляет более 90%, это примерно 138 миллионов. Таким образом, она станет главной экономической артерией и маршрутом национальной обороны, соединяющим север и юг Пакистана.

Кроме того, Китай и Пакистан недавно подписали соглашение о модернизации и реконструкции пакистанской магистрали №1 и строительстве нового сухого порта в Хавейлиане. Железнодорожная линия № 1 проходит через юг и север Пакистана. После завершения строительства она существенно повысит транспортные возможности севера и юга Пакистана и будет способствовать экономическому развитию вдоль железной дороги.

В ноябре 2017 года состоялась церемония запуска скоростной автомагистрали Gwadar Port East Bay Expressway. Проект поможет облегчить портовые грузовые перевозки и улучшить сообщение порта с другими регионами.

5 ноября 2019 года состоялась торжественная церемония открытия проекта Китайско-Пакистанского экономического коридора и пакистанского проекта скоростной автомагистрали PKM (участок Суккур-Мултан). Маршрут имеет общую протяженность 392 километра и расчетную скорость 120 километров в час. Это первая интеллектуальная дорога в Пакистане. Шестиполосная скоростная автомагистраль с двусторонним движением и функцией движения транспорта с общим объемом инвестиций около 2,89 млрд долларов США.

28 июля 2020 года был официально открыт для движения проект второго этапа Каракорумского шоссе (Хвелиян-Такот) Китайско-Пакистанского экономического коридора общей протяженностью около 118 километров.

15 января 2016 года в СМИ появилась информация о том, что министр железных дорог Пакистана Хваджа Сад Рафик заявил о модернизации железной дороги Карачи-Пешавар и Таксила-Хавелиан (ML-1). Модернизация железной дороги будет завершена в период строительства первого этапа экономического коридора Китай-Пакистан. Общая протяженность железной дороги составляет 1681 километр, что составляет 70% национальных железнодорожных операций Пакистана. После завершения она будет приносить доход в размере 50 миллиардов рупий для железнодорожного сектора Пакистана каждый год.

Строительство пакистанской железной дороги разделено на три этапа: короткий, средний и длинный. Первый этап включает строительство сухого порта в Хавилиане и завершение модернизации железной дороги ML-1. Этот этап будет завершен в 2020 году; второй этап включает завершение строительства ML -2 Модернизация железной дороги (Годри-Атак) и расширение, соединяющее Кветту, Гвадар, Бисима и другие места, этот этап будет завершен в 2025 году; третий этап включает завершение строительства железной дороги Харви-Линк до Хунци Лав. Его протяженность составляет 682 километра, он будет завершен в 2030 году.

29 марта 2019 года состоялась церемония закладки фундамента нового международного аэропорта Гвадар в Пакистане - ключевого проекта экономического коридора Китай-Пакистан-помощь Китая.

2 ноября 2019 года официально стартовал проект нового международного аэропорта Гвадар. Проект занимает площадь около 18 квадратных километров. Помимо производственных и деловых проектов, он также поддерживает строительство больниц, школ, семейных районов и других объектов. Общий объем инвестиций составляет почти 1,7 миллиарда юаней. Он является крупнейшим проектом иностранной помощи с наибольшим объемом средств с момента основания Китайской Народной Республики.

 

Третья роль - С, то есть “Координатор

 

Это очень важная задача и незаменимая роль для плавного продвижения проекта «впереди всех». Он затрагивает все аспекты интересов, влияет на средства к существованию тысяч домашних хозяйств и даже влияет на стабильное развитие международного сообщества. Естественно, будет много разных мнений, противоречий и даже конфликтов, которые не могут быть разрешены простыми и грубыми методами. В настоящее время общение, обмен и координация очень важны. Китай имеет богатый опыт координации, и в истории было много конфликтов, которые «координировались» и разрешались Китаем. Эта роль олицетворяет коннотацию «всесторонних консультаций», и ожидается, что Китай будет действовать как «координатор».

Проект эксплуатации порта Гвадар и строительства свободной зоны является флагманским проектом китайско-пакистанского экономического коридора. С 2007 года администрация порта Сингапура отвечает за эксплуатацию порта Гвадар со сроком аренды 40 лет. Но несколько лет порт Гвадар практически не развивался. Правительство Пакистана решило отозвать права на эксплуатацию и передать их для эксплуатации китайским компаниям. В 2013 году China Port Holdings официально приняла на себя операционные права порта Гвадар от администрации порта Сингапура. И эти соглашения были направлены на решение проблем, которые три страны ликвидировали путем обмена и согласования наилучшего плана. Некоторые СМИ предполагают, что Пакистан чрезмерно передал права на прибыль порта Гвадар Китаю. Фактически, все эти соглашения подписаны правительством Пакистана и Сингапуром. Китай просто унаследовал это. Всего за пять лет после прихода к власти Китая Гвадар претерпел быстрые изменения.

 

Четвертая роль - D, то есть “Designer”

Дизайнер это то же, что и «Конструктор». За последние три года Китай и страны, расположенные вдоль маршрута, подписали десятки соглашений о сотрудничестве на национальном уровне, и есть тысячи контрактов на проекты с различными спецификациями. Железные дороги, шоссе, электростанции и компьютерные классы неотделимы от «дизайнеров». Учитывая, что Китай обладает различными талантами в области инженерного проектирования и строительства, участвовал в проектировании многих крупных международных проектов и является всемирно признанной профессиональной командой, Китай заслуженно считается «проектировщиком» «Пояса и пути».

В 2016 году была официально открыта свободная зона Гвадар, общая площадь которой составляет около 923 га. Она будет построена в четыре этапа. Стартовая зона - это проект первой фазы.

Долгосрочный план на 2025-2030 годы сформулирован на саммите КПЭК, состоявшемся в Исламабаде 30 августа 2016 года. План включает управление средствами к существованию, водными ресурсами, животноводством, общение между людьми и финансовые вопросы. Согласно плану, реализовать проекты информатизации сельского хозяйства, создания резервов и распределения сельхозтехники, механизации сельского хозяйства, проектов лизинга демонстрационной техники и производства удобрений с годовым производством 800 000 тонн химических удобрений и 100 000 тонн биоорганических удобрений.

В первой половине 2020 года благодаря продвижению Пекинского проекта гибридной пшеницы в Пакистане в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора был получен еще один рекордный урожай: посевные семена составили 10% от местного сорта, а урожай - 120% от местного сорта.

В июле 2020 года новая волоконно-оптическая кабельная линия от китайского Хунджераба до Исламабада в Пакистане была введена в эксплуатацию в Китайско-Пакистанском экономическом коридоре.

В 2013 году компания China Port Holdings подарила 3 ​​школьных автобуса начальной школе Гвадара.

В 2014 году компания China Port Holdings учредила стипендию China Port Holdings для субсидирования пакистанских студентов для обучения и учебы в Китае.

1 сентября 2016 года начальная школа Чжунба Факер в регионе Гвадар, пожертвованная Китайским фондом развития мира, была сдана в пользование.

В мае 2017 года было завершено строительство центра неотложной медицинской помощи китайско-пакистанского братства Гвадар. После этого 12 членов добровольной медицинской группы Красного Креста Китая переехали в порт Гвадар для оказания медицинских услуг в течение двух лет.

16 декабря 2019 года состоялась церемония закладки фундамента проекта китайской помощи Пакистану Гвадарская больница и профессионально-техническая школа. Общая строительная площадь проекта больницы в Гвадаре составляет около 12 000 квадратных метров. Она будет модернизирована и реконструирована на базе существующей в этом районе больницы на 50 коек и расширена до больницы общего профиля на 150 коек с соответствующим медицинским оборудованием; Проект здания профессионально-технического колледжа Гвадара занимает площадь более 7500 квадратных метров, включая аудитории, лаборатории, читальные залы, студенческие и преподавательские общежития.

 

Пятая роль - E, то есть “engineering ”

Как все мы знаем, проект «Один пояс, один путь» многочислен и сложен, и это наиболее трудоемкая задача. В частности, во многих странах, расположенных вдоль маршрута, в течение длительного времени не хватает специализированного технического персонала, что серьезно ограничивает местное экономическое развитие. Отсутствие талантов - это недостаток, от которого многие страны испытывают головную боль. За последние полвека Китай развил и зарезервировал большое количество технических талантов и внес большой вклад в быстрое развитие Китая. Настало время китайским «инженерам» проявить свои таланты!

В 2013 году компания China Overseas Port Holdings Co., Ltd. (далее именуемая «China Port Holdings») получила право управлять портом Гвадар и свободной зоной.

С 2015 года компания China Port Holdings Co., Ltd. отремонтировала все важные компоненты порта Гвадар и модернизировала энергосистему.

Местное население напрямую выиграло от строительства порта. Установленный китайской компанией опреснитель морской воды с суточной производительностью 5,5 миллионов галлонов может не только удовлетворить потребности производства и жизни в порту, но и ежемесячно обеспечивать жителей близлежащих районов бесплатной пресной водой.

В ноябре 2016 года порт Гвадар официально открылся, и первая партия китайских торговых судов вышла из порта Гвадар.

В ноябре 2017 года при содействии муниципального правительства Карамая в Синьцзяне была завершена и введена в эксплуатацию первая многоэлементная автоматическая метеостанция Китайско-пакистанского экономического коридора. Метеорологическая станция будет не только предоставлять погодные услуги в режиме реального времени для района порта Гвадар, но и заложит основу для дальнейшего развития всесторонних погодных услуг, таких как судоходство, авиация и окружающая среда.

В конце января 2018 года более 20 китайских и бразильских компаний вошли в стартовую зону свободной зоны порта Гвадар.

7 марта 2018 года компания COSCO Shipping Container Lines Co., Ltd. запустила Gwadar Middle East Express.

До августа 2018 года была завершена первая фаза проекта расширения порта Гвадар.

16 января 2020 года порт Гвадар начал осуществлять транзитную торговлю в Афганистане, что позволило сократить время и стоимость фрахта импортной и экспортной торговли Афганистана.

 

Шестая роль - F, то есть “Financier ”

 

Это особенно важная роль. Чтобы обеспечить финансовую поддержку «пояса и пути», Китай не только учредил Фонд Шелкового пути, Фонд развития Китай-Африка и Фонд развития Центральной и Восточной Европы, но также учредил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Банк развития БРИКС с более чем 70 странами и соответствующими международными организациями. Учреждения играют важнейшую роль в обеспечении безопасности и бесперебойности финансовых средств и инициативы «Один пояс, один путь».

Среди 22 проектов в Китайско-Пакистанском экономическом коридоре есть 11 энергетических. Энергетические вопросы являются наиболее неотложными проблемами, которые необходимо решить для экономического развития Пакистана. Отключение электроэнергии на протяжении многих лет негативно сказывалось на производстве пакистанских предприятий и жизнях людей. Это 11 энергетических проектов:

1. Проект ветроэнергетики Dawo мощностью 50 МВт с инвестициями 115 миллионов долларов США;

2. 1-я фаза ветроэнергетического проекта United Energy Jimpur мощностью 100 МВт с инвестициями в 252 миллиона долларов США;

3. Проект ветроэнергетики в Сахаре мощностью 50 МВт с инвестициями в 134 миллиона долларов США;

4. Проект солнечной энергии ZTE в Пенджабе мощностью 300 МВт с инвестициями в 460 миллионов долларов США;

5. Проект угольной электростанции мощностью 1320 МВт в порту Касим с инвестициями в размере 2,085 миллиарда долларов США;

6. Проект угольной электростанции на Сахивале мощностью 13,20 МВт с инвестициями в 1,8 миллиарда долларов США;

7. Проект гидроэлектростанции Карлот мощностью 720 МВт с инвестициями 1,698 миллиарда долларов США;

8. Проект угольной электростанции Hubu мощностью 660 МВт с инвестициями 1,995 миллиарда долларов США;

9. Вторая и третья фазы проекта ветроэнергетики «Три ущелья» мощностью 100 МВт с инвестициями в размере 224 миллионов долларов США;

10. Проект гидроэлектростанции Сукикенари с инвестициями в размере 1,802 миллиарда долларов США;

11. Проект шахты во втором районе Тар-Коулфилд с инвестициями в два миллиарда долларов США.

Угольная электростанция в Порт-Касиме, в которую совместно инвестировали PowerChina и Al-Mirqab в Катаре, расположена недалеко от Карачи, крупнейшего города Пакистана в провинции Синд. Это первый наземный энергетический проект в Китайско-Пакистанском экономическом коридоре. С момента начала строительства до подключения к сети первого энергоблока прошло всего 30 месяцев, а в ноябре 2017 года началась выработка электроэнергии. По данным репортера China Economic Net, по состоянию на конец 2018 года было произведено в общей сложности 7,5 млрд кВтч электроэнергии.

Угольная электростанция Сахивал, в которую совместно инвестировали Huaneng Shandong Power Generation Company и Shandong Ruyi Technology Group в соотношении 50% каждая, официально начала строительство 31 июля 2015 года и начала производство электроэнергии всего за 22 месяца и 8 дней. По состоянию на конец 2018 года совокупная выработка электроэнергии превысила 14 млрд кВтч.

Правительство Китая предоставило льготные кредиты четырем крупным проектам транспортной инфраструктуры с общим объемом инвестиций 5,874 миллиарда долларов США, комплексной процентной ставкой всего около 2% и сроком погашения 20-25 лет. Правительство Пакистана начнет выплаты в 2021 году и предоставит суверенные гарантии по вышеупомянутым кредитам. Эти четыре проекта включают модернизацию фазы II Каракорумского шоссе и преобразование участка Харви Линк в Такоте (инвестиции 1,315 млрд долларов США), скоростной автомагистрали Карачи-Лахор Суккур до участка Мултан 392 км (инвестиции 2,889 млрд долларов США), Проект железнодорожного транзита Lahore Orange Line (инвестировано 1,626 миллиарда долларов США), проект трансграничного оптического кабеля Китай-Пакистан (инвестировано 44 миллиона долларов США).

Эти четыре проекта и вышеупомянутый проект беспроцентной ссуды Gwadar East Bay Expressway - это долги, которые правительство Пакистана выплатит в течение следующих 20 лет, начиная с 2021 года, на общую сумму более 6 миллиардов долларов США.

Аибота Шахэти