Политика национальной безопасности Пакистана. Фактор России.

14 января 2022 года Пакистан официально ввел в действие первый в своей истории основной документ, посвященный политике в области национальной безопасности. Стратегия достаточно объемна и изложена на 48 листах, впервые была упомянута на августовской пресс-конференции премьер - министра Имрана Хана в Исламабаде.

Документ является плодом усилий  Службы Национальной безопасности Пакистана, в течение семи лет создававших комплексную человекоцентричную структуру национальной безопасности, оперяющуюся на непреложную доктрину экономического суверенитета.

Восемь секций посвящены отдельным вопросам национальной безопасности. Первые два вводных раздела включают в себя описание истории создания Стратегии  некоторым концептуальным моментам.

По словам Советника по национальной безопасности  Более того, различные секторальные стратегии будут увязаны с этим общим политическим документом (NSP). Это означает, что конкретные секторальные стратегии будут сформулированы или созданы в свете руководящих принципов, предусмотренных NSP. Такая структура в результате позволит сформулировать структурированную политику и устранить существующую дисгармонию в отраслевой политике.

Хотя NSP может показаться клише, подчеркивающим то же видение, принципы и цели, которые любая страна мира упомянула бы в политическом документе такого рода, однако, что выделяется в этом конкретном документе, так это решимость Пакистана в первую очередь сосредоточиться на человекоцентричной экономической безопасности.

Теперь это не означает, что элементами традиционной безопасности будут пренебрегать или на них не будут концентрироваться, но это означает, что нетрадиционная безопасность будет сосредоточена одновременно с традиционной безопасностью для формулирования целостных политических действий.

В NSP четко указано, что экономическая безопасность Пакистана будет обеспечиваться за счет геоэкономического видения с целью дополнения его геостратегической направленности, которая поможет расширить ресурсное обеспечение страны, что в конечном итоге обеспечит наличие большего объема ресурсов для укрепления традиционной и человеческой безопасности.

Такой сдвиг в фокусе политики и признание, исходящие от такого государства безопасности, как Пакистан, являются большим подвигом, особенно в то время, когда глобальная и региональная среда становится все более изменчивой и нестабильной.

Как студенту, изучающему международные отношения, и тому, кто регулярно следит за отношениями между Пакистаном и Россией, было довольно приятно видеть, как отношения с Россией учитываются в NSP.

Помимо рассмотрения отношений с Россией в отдельном сегменте седьмого раздела (Внешняя политика в меняющемся мире), также важно выделить другие элементы, упомянутые в NSP, где существуют взаимодополняющие отношения между Пакистаном и Россией. Возможности, которые создают эти взаимодополняющие факторы, могут быть использованы обеими странами для дальнейшего наращивания динамики, которая была создана в их двусторонних отношениях за последние несколько лет.

Прежде всего, существует совпадение интересов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью (как упоминалось в разделе шестом "Внутренняя безопасность"), угрозами, которые преследуют обе страны в течение нескольких десятилетий и негативно влияют на молодежь обоих государств.

Во-вторых, как подразумевается в седьмом разделе NSP, Пакистан является сторонником мира, укрепления сотрудничества и сплоченности в регионе. Пакистан разделяет этот дух регионализма с Россией, которая также стремится к расширению региональных связей и сотрудничества в рамках различных соглашений и организаций. Поскольку обе страны расположены в стратегически важных географических точках, существует множество возможностей в различных областях, где может существовать сотрудничество между двумя странами, особенно в транзитной торговле.

Кроме того, многосторонность пользуется особым вниманием в NSP, поскольку многосторонние институты, такие как ООН, МВФ, Всемирный банк и т.д., Имеют огромное значение для безопасности, экономических и дипломатических интересов Пакистана. С другой стороны, Россия также придает большое значение многосторонности, поскольку это крайне важно для нее в силу множества факторов.

Пакистан и Россия являются членами нескольких региональных и глобальных многосторонних институтов, таких как ООН и ШОС, где они разделяют одни и те же ценности, принципы и позиции. Это совпадение может быть использовано в интересах обеих стран для развития симбиотических отношений, в которых они могут поддерживать и дополнять позиции друг друга по множеству тем и вопросов.

Нераспространение и сохранение основанного на правилах международного порядка - это точки соприкосновения взглядов между Пакистаном и Россией. Борьба с растущей опасностью исламофобии (как упомянуто в NSP) является еще одной ценностью, которую Пакистан разделяет с Россией. В этой связи следует отметить недавние высказывания президента Путина об исламофобии.

В области экономики, как подчеркивается в NSP, Пакистан стремится стать энергетически устойчивой страной, и, поскольку Россия обладает богатыми природными источниками энергии, обе страны могут развивать отличные рабочие отношения в этом отношении, где Россия может помочь Пакистану достичь своей цели энергетической устойчивости, предоставляя ему надежные и доступные энергоносители. Проект PSGP, который в настоящее время реализуется, является отличным первым шагом.

Существуют также общие интересы в отношении Афганистана и борьбы с воинственностью и экстремизмом. Здесь лучше не вдаваться в подробности, так как об этом уже написано много литературы.

Учитывая все обстоятельства, в заключение важно отметить, что Россия, как бы ни была важна страна в международных делах, особенно с учетом ее растущего значения для Пакистана и отношений с ним, ей следовало уделить больше внимания и подробностей в NSP.

По крайней мере, отдельный раздел должен был быть посвящен России в NSP. Хотя тот факт, что в публичной версии NSP были намеренно исключены подробные сведения, поскольку это всего лишь "директивный" документ, такая крупная мировая держава, как Россия, заслуживает большего места и внимания в политическом документе.

Следовало бы изложить более подробно и надлежащим образом различные направления сотрудничества (в которых Пакистан хочет привлечь Россию). Важные проекты или инициативы, предпринятые обеими странами, должны были быть освещены в NSP не только для увеличения количества слов в документе, но и для того, чтобы дать российской стороне представление о том, чего Пакистан ожидает / желает от этих двусторонних отношений в ближайшем будущем. Кроме того, это также подразумевало бы серьезность, которую Пакистан придает своим отношениям с Россией.

Однако, как сказал д-р Моид, Политика национальной безопасности является развивающимся документом и подлежит пересмотру каждый год, и отмеченные выше моменты будут рассмотрены надлежащим образом. Я уверен, что на практике Пакистан придает первостепенное значение своим отношениям с Россией, которые с каждым годом значительно развиваются и улучшаются.

Таймур Хан