Пакистан: Экономическая Повестка 2047

Введение

Отец нации мечтал об экономике, которая строится на принципах ислама и обеспечивает благосостояние общества.  Он заложил теоретическое направление экономики и направил его в Государственный банк Пакистана, а также ведущим экспертам на разработку.

Мухаммед Али Джинна заявил: «Мы должны работать над своей судьбой по-своему и представить миру экономическую систему, основанную на истинной исламской концепции равенства мужчин и социальной справедливости. Тем самым мы выполним нашу миссию как мусульмане и направим человечеству свое мирное послание; только оно может спасти и обеспечить благополучие, счастье и процветание человечества». 

К сожалению, после его смерти Пакистан сбился с пути. Страна совершила множество ошибок.  Первой серьезной ошибкой было то, что сменявшие друг друга правительства и политические элиты отказались от видения Куэйд-э-Азама. 

Они стали бороться за собственную власть. Элита разработала новаторские способы и инструменты, чтобы оставаться в кругу власти, например правило необходимости быть на в близких отношениях с бюрократическими институтами.

Второй по величине ошибкой были экспериментальные реформы в экономической системе.  Страна стала пристанищем для гибридных идеологий и систем, исключив существование какого-либо единого видения.  Пакистан принял идеи капитализма-социализма и работал с ними в той или иной форме.

В результате страна сбилась с пути развития и столкнулась с бедностью, отсутствием продовольственной безопасности, низкой грамотности и другими бесчисленными проблемами.

Третьей ошибкой было получение займов. Данная стратегия решения проблем превратила страну в заложницу международных финансовых учреждений (МФУ).

Со временем МФУ приобрели огромное влияние и теперь они оказывают давление на Пакистан, чтобы тот принял предложенную ими политику под предлогом реформ.  Хотя это происходит довольно давно, но в последние годы давление усилилось.  Международные финансовые учреждения без колебаний вмешиваются в двустороннее сотрудничество, такое как Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC). Реформистские лозунги очень распространены. Однако Пакистан всегда предпочитал «лоскутную политику» или экспериментирование, что всегда диктовалось:

  1. Личными интересами правящей элиты
  2. Конкретными личностями
  3. Политикой МФУ

Более того, политика властных игроков диктовала и политический вектор, и методы его реализации.  Последней жертвой стал проект CPEC, ставший боксерской грушей среди местных элит.

Рациональность

Непрерывные реформистские эксперименты подорвали повестку дня по развитию государства.  В этом контексте стало необходимо искать пути, чтобы покончить с проведением опытов на экономике и двигаться по пути развития.

 

Комплексный анализ

Развитие является желаемым результатом любой политики или концепции.  Страны неустанно работают над собственным развитием, применяя правильный набор стратегий и механизмов. В этом контексте всегда необходимы ответы на несколько вопросов;

1. Как добиться развития?

2. Какие ресурсы нужно использовать?

3. Какую стратегию следует принять? 

4. Каково состояние инфраструктуры для бизнеса, промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства и что необходимо изменить? 

5. Как добиться экономического роста, который считается предпосылкой для достижения развития? 

Эксперты и экономисты пришли к выводу, что все эти вопросы имеют прямое и определяющее отношение к развитию.  Эксперты также утверждают, что экономический рост является основным фактором, определяющим ход развития, в силу его роли в достижении:

1. Устойчивые источники дохода

2. Создание богатства

3. Возможности для получения средств к существованию

Таким образом, для реализации цели по развитию государства посредством быстрого экономического роста представлены и испытаны различные модели и системы.  В новейшей экономической истории, которая началась с Адама Смита и Карла Маркса, продолжается жесткая битва между капиталистическими, коммунистическими и социалистическими экономическими системами.  По сути, это битва за превосходство.  После Второй мировой войны конкуренция между капитализмом и коммунизмом обострилась.  В конце 1980-х это привело к господству капитализма.  Появление китайской модели развития, «социализма с китайскими особенностями», положило начало новой дискуссии об эффективности существующих моделей.  Китайская модель социализма бросила серьезный вызов капитализму из-за неспособности последнего достичь устойчивого развития.

Модель для Китая и Пакистана

Существует множество беспрецедентных моделей, таких как Малайзия, Индонезия, Турция и другие.  Тем не менее, есть три важных императива, чтобы выделить китайскую модель:

1. Это устойчивая модель, поскольку мы увидели, как она выдержала все экономические и социальные потрясения, такие как финансовые кризисы 2008 года, COVID-19 и т.д.

2. Китайская модель социализма больше сосредоточена на развитии человеческого потенциала, которое остро необходимо Пакистану. 

3. Пакистан является частью флагманского проекта «Один пояс, один путь» (BRI) CPEC, который дает возможность осуществить мечту об экономическом развитии.

Анализ китайского чуда подчеркивает, что он достиг статуса высокопроизводительной экономики благодаря уникальному набору реформ.  До своего активного роста Китай использовал пословицу «перейди реку, чувствуя камни» как руководящий принцип. Объяснение пословицы показывает, что какую бы систему или путь ни выбирали, она должна быть адаптирована в соответствии с местными обстоятельствами и потребностями.  Не существует единой модели, которая могла бы полностью понять динамику нашей страны, и нужно адаптировать или разработать свою собственную модель и учиться на передовом опыте.

В этом отношении Китай начал применять это правило и начал процесс реформ.  Первые два основных шага в процессе реформ заключаются в следующем:

1. Реформы в сельском хозяйстве, двойная система ценообразования

2. Развитие предприятий в мелких поселениях.

Либеральные эксперты считали, что двойная система ценообразования на сельскохозяйственную продукцию не сработает, поскольку она противоречит принципам свободного рынка.  ПТО также столкнулся с такой же критикой и было заявлено, что он не будет эффективно работать в контексте достижения желаемой индустриализации.  Однако Китай показал хорошие результаты, несмотря на все трудности и критику либеральных экспертов.

Кроме того, Китай принял стратегию постепенных реформ.  Он всегда оставался открытым, чтобы учиться на опыте.  Он также принял стратегию по изменению политики в соответствии со степенью развития.  Ниже приведены принципы, которые Китай применяет для постепенного продвижения:

1. Полузакрытая

2. Открытая экономика

3. Полностью открытая экономика

Другим важным фактором развития Китая был человеческий потенциал и социальные активы.  Как сказал Чжоу Эньлай: «Среди прочего, подавляющее большинство китайских интеллектуалов стало интеллектуалами из трудового класса; также наука и технологии будут играть ключевую роль в модернизации Китая».  Историю успешной модели Пекина можно резюмировать так: 

1. Постепенные реформы, а не Вашингтонский консенсус, который продвигают МФУ

2. Смена политики на каждом этапе развития

3. Стремление к усвоению знаний

Повестка дня Пакистана 2047: краткий анализ

Основные уроки успешной модели Пекина заключаются в том, что поворот в экономике и развитии страны возможен только при правильном выборе стратегий, последовательности в реализации и применении местных особенностей.

Стратегия, модель и планы, разработанные с учетом реальных условий страны, определяют путь развития.  К сожалению, Пакистан стал жертвой «новомодных идей» или «причудливых моделей», которые не соответствуют потребностям и основным реалиям страны. 

Таким образом, Пакистану необходимо скорректировать курс действий и сосредоточиться на пяти вопросах перед разработкой какой-либо стратегии или основы модели, плана:

а) Что требуется для повышения уровня жизни граждан и решения социально-экономических проблем (например, бедность, отсутствие продовольственной безопасности, безработица среди молодежи)?

б) Какие ресурсы есть у Пакистана?

в) Какая должна быть стратегия развития?

г) Каково качество человеческого потенциала?

д) Есть ли системы распределения ресурсов?

Стратегия реализации

Стратегия достижения «Экономической повестки дня: 2047» была разработана поэтапно, как указано ниже:

1. Низковисящие плоды (Зона максимальной вероятности успеха) (2 года)

2. Краткосрочные (5 лет)

3. Среднесрочные (15 лет)

4.  Долгосрочная перспектива (26 лет)

Каждая фаза была разработана с учетом существующих реалий.  Однако уместно упомянуть, что каждая фаза выделяет только приоритетные области для конкретной фазы. Это не означает, что другими областями следует пренебрегать.  Более того, каждая фаза помечена предлагаемым ВВП (График-1).

Низковисящие плоды

Развитие сельского хозяйства и животноводства

Сельское хозяйство и животноводство являются гарантами устойчивости социальной и экономической структуры Пакистана благодаря его вкладу в продовольственную безопасность, возможности получения средств к существованию и экспорт.  Хотя вклад сельского хозяйства в ВВП невелик, но занятость в данном секторе очень высока.  Сельское хозяйство напрямую обеспечивает занятостью около 40% рабочей силы, но косвенный вклад через текстильную промышленность очень высок.

Кроме того, сельхоз также может дать импульс экономике в краткосрочной перспективе благодаря своему многогранному вкладу в экономику и общество.  Улучшение в сельскохозяйственном секторе немедленно снизит напряженность в экономической системе и поможет создать необходимые условия для развития в долгосрочной перспективе.

Мероприятия стратегического характера

  1. Земельные реформы

Земельные реформы являются необходимым условием для внесения любых изменений в сельскохозяйственный сектор.  Мы можем поучиться у Китая их земельной реформе, направленной на изменение сельскохозяйственного сектора, что послужило основой для его модернизации.  Распределение сельскохозяйственных угодий в Пакистане сильно перевешивает в пользу нескольких крупных землевладельцев (7,4 миллиона из 8,3 миллиона ферм состоят только из 48 процентов земли).  Кроме того, около 3,4 миллиона ферм находятся ниже 2,5 акров. 

В этом аспекте есть несколько предложений, упомянутых ниже:

a) Право собственности на землю для земледельцев

b) Двусторонняя целевая субсидия

c) Привлечение выпускников факультетов сельского хозяйства, распределение земли между ними и призыв работать на фермах

 2. Механизм беспроцентного кредитования

Фермеры не владеют финансовыми ресурсами и не могут позволить себе брать кредиты из-за бедности.  Большинство фермеров также избегают использования существующих льгот из-за процентного кредита, поскольку это запрещено исламскими законами.  В этом аспекте ниже приводятся некоторые предложения:

• Беспроцентный кредит

• Бесплатная финансовая помощь.

3. Управление системой поставок

Пакистан относится к категории стран, где более 80 процентов операций системы поставок управляются вручную. В Пакистане остро не хватает определенного основного оборудования для контроля изменений в поставках, что может затруднить торговлю продуктами сельского хозяйства и животноводства, поскольку большинство товаров являются скоропортящимися.

Эта ситуация может серьезно повлиять на доходы фермеров.  Предложения по улучшению состояния цепочки поставок упомянуты ниже:

  • Предоставление складских помещений и холодильных складов.
  • Рефрижераторные перевозки, качественные перевозки.
  • Частный сектор может быть партнером фермеров
  1. Частный сектор

Стимулирование частного сектора к инвестированию в сельскохозяйственный сектор путем предоставления специальных предложений, таких как освобождение от налогов, более низкие ставки налогов на сотрудничество, приоритетность в экспорте, льготы для экспортных товаров и т. д.

Участие должно соответствовать потребностям страны, не сотрудничающей с сектором. Необходимо обеспечить удовлетворение интересов мелких фермеров. В этом аспекте ниже приведены предложения, упомянутые ниже.

  • Привлечение частного сектора к смежным отраслям.
  • Обработка пищевых продуктов
  • Управление системой поставок
  1. Пищевая промышленность и сырье.

Пакистан сильно отстает в пищевой промышленности. Хотя мы производим качественные товары, большая их часть тратится впустую из-за отсутствия промышленности. 

Некоторые предложения по улучшению упомянуты ниже:

  • Создание пищевой промышленности в различных областях в зависимости от наличия сырья, например, промышленность по переработке цитрусовых в Саргодхе, промышленность по переработке яблок в Сват и т. д.
  • Первый этап должен быть сосредоточен на средних и малых предприятиях (СМП)
  • Модель ПТО может быть принята для обеспечения благосостояния фермерского сообщества.

Другая область, вызывающая беспокойство у фермеров, - отсутствие качественного сырья.  Недостаток ресурсов или высокие цены на них - одна из основных причин низкой производительности.

Следовательно, существует острая необходимость в выработке двусторонней стратегии

а) организовать доступность сырья,

б) обеспечить ценовую приемлемость. 

В этом аспекте упоминаются некоторые предложения по улучшению:

  • В краткосрочной перспективе Пакистан может извлечь выгоду на международном рынке, особенно в Китае, согласно Меморандуму о взаимопонимании по сельскому хозяйству, но в долгосрочной перспективе необходимо развивать внутренний потенциал. 
  • Целевые субсидии для мелких фермеров, поскольку они не могут позволить себе покупать сырье по высоким ценам.
  1. Диверсификация.

Необходимо диверсифицировать производственные системы и урожай.  Например, Пакистан может заняться соевыми бобами.Это окажет немедленное воздействие, поскольку Китай ищет надежных партнеров для импорта сои.  Аналогичное действие можно осуществить и с другими продуктами.

Преимущества

Преимущества будут многогранными, но главными из них являются:

1) Это поможет уменьшить отсутствие продовольственной безопасности

2) Увеличится доход бедных семей  

3)Своевременное и качественное сырье для текстильной, пищевой промышленности

4)Экономия на импорте продуктов питания

5) Увеличение экспорта продуктов питания

Возможные пути сотрудничества

1. Пакистан уже подписал Меморандум о взаимопонимании с Китаем по данной проблематике. 

2. Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ и многие другие страны стремятся наладить сотрудничество для обеспечения своей продовольственной безопасности. 

Туризм

Туризм - еще одна область, которая может помочь Пакистану в краткосрочной перспективе.  Он обладает огромным потенциалом и был наделен 565 международными организациями, благодаря которым Пакистан остается одним из лучших направлений для туризма.  Кроме того, Пакистан также может извлечь выгоду из растущего туристического рынка Китая, поскольку в 2018 году около 150 миллионов туристов из Китая совершали поездки во все страны мира.  Следовательно, правильная и целенаправленная политика может помочь Пакистану раскрыть существующий потенциал.

Мероприятия стратегического характера

1. Религиозный туризм

Пакистан должен продвигать религиозный туризм (сикхский туризм).  Правительству также следует сосредоточиться на буддизме, поскольку существует огромное количество последователей во многих странах мира.  В Пакистане также находится множество индуистских храмов.  В связи с этим, следующие предложения, упомянутые ниже:

a) Поручить культурным и коммерческим подразделениям посольств Пакистана в целевых странах собирать данные об индустрии туризма в соответствующих странах и регулярно делиться с правительством соответствующей информацией

б) Поддерживать и реконструировать религиозные объекты; создавать качественную и доступную инфраструктуру; предоставлять лучшие услуги

c) Обучить местных жителей подчеркивать важность религиозных мест

2. Глобальный охват

Пакистан должен расширить свою глобальную деятельность по продвижению туризма в Пакистане. 

Некоторые рекомендации приведены ниже:

a) Советники по культуре и торговле каждого посольства Пакистана должны делиться информацией о религиозных объектах, природной красоте и культурном наследии с местной туристической индустрией

б) Привлечение туристических агентств соответствующих стран и создание сообществ в социальных сетях для обмена информацией:

в) Каждое посольство должно определить ответственного по продвижению туризма в Пакистан. 

3. Построение партнерства

Пакистан должен строить партнерские отношения со всеми странами.  Это поможет создать приятный имидж и привлечь больше туристов.  В настоящее время Китай является одной из крупнейших стран по уровню туристического потока, что дает нам хорошую возможность развивать это в сотрудничестве с Китаем.  Ниже приведены предложения:

а) НСКК дает возможность осуществить планы по развитию туризма в Пакистане.  Отправной точкой может быть объявление провинций Великобритании и Гуйчжоу провинциями-побратимами, поскольку обе провинции имеют одинаковый потенциал.

б) Религиозные сайты могут быть использованы для установления партнерских отношений. 

в) Культурное наследие также может быть использовано в качестве увеличения туристического потока.

г) Также необходимо развивать внутренний туризм. 

4. Экотуризм:

Экотуризм - область, в которой Пакистан может добиться огромных успехов, так как Пакистан является местом многих нетронутых туристических объектов. 

Вот некоторые из предложений, упомянутых ниже:

а) Поездки по местам, нетронутыми туристами

б) Привлечение местного населения к инициативе. 

в) Продвижение природных красот, особенно нетронутых мест, таких как холмы, пустыни, пляжи и т. д.

г) Обеспечение доступности, принятие принципов экотуризма

д) Предоставление высококачественных услуг

5). Сфера услуг:

Чтобы эффективно развивать туризм, Пакистан должен работать над обеспечением качественных услуг и доступности.

В этом контексте следующие рекомендации:

а) Улучшение гостиничного бизнеса

б) Туристические гиды

в) Телефонная и интернет-связь

Преимущества

1. Доход без значительных инвестиций

2. Создание приятного имиджа страны

3. Борьба с безработицей

Краткосрочная перспектива (5-15 лет)

Промышленность

Несмотря на отсталость данной отрасли, есть еще возможность использовать весь ее потенциал.  Это должно быть приоритетом в краткосрочной и среднесрочной перспективе, потому что без этого было бы невозможно достичь желаемых целей развития.  Однако, прежде чем приступить к индустриализации, Пакистан должен сосредоточить внимание на определенных аспектах:

1. Государственные предприятия (ГП): индустриализацию не следует связывать с частным сектором или смешивать с приватизацией.  Пакистану необходимо будет обеспечить участие и продвижение государственных предприятий (ГП) и создать баланс с частным сектором. Они имеют решающее значение для поддержания национального дохода и обеспечения благосостояния Пакистана. 

2. Экономическая рациональность:

Объединение усилий и принятие решений на основе экономической рациональности и минимизация политического или институционального вмешательства. 

  1. Внутренний инвестор: поощрение внутренних инвесторов.  Это повысит доверие иностранных инвесторов.

Мероприятия стратегического характера

 1. Управление системой поставок

Бренду Пакистана не хватает конкуренции с международными брендами.  Значит, он должен работать как поставщик международных брендов.  Это влияет на потенциальный доход страны.  Кроме того, у страны нет технологического преимущества, как в аппаратном и программном обеспечении.  В этом случае возникает вопрос: как Пакистан может увеличить экспорт и придать импульс экономическому росту?  Доступный вариант - включение в систему поставок признанных брендов. 

Следовательно, предлагается, чтобы Пакистан разработал и реализовал политику включения в цепочку поставок.  Страна может начать с текстильных и сельскохозяйственных товаров и перейти к высококачественной продукции.  Ниже приведены предложения для практических действий:

  1. В краткосрочной перспективе Пакистан должен стремиться к включению в цепочку поставок пищевой промышленности, текстиля, кожаных изделий, простых частей ноутбуков, мобильных телефонов и т. д. 
  2. Пакистану следует развивать навыки использования современных технологий. 
  3. В долгосрочной перспективе следует искать совместный брендинг. 
  4. Усилия по брендингу должны быть начаты с самого начала, но их не следует смешивать с включением в цепочку поставок

2. Возможные направления сотрудничества

Пакистану необходимы значительные инвестиции для модернизации отрасли, чтобы она стала конкурентоспособной на мировом рынке.  К сожалению, у промышленников и бизнес-сообщества Пакистана нет таких финансовых ресурсов.  Следовательно, в этом сценарии совместное предприятие с приоритетом отечественной промышленности было бы хорошим выбором.  Предлагаемые действия приведены ниже:

a) Формирование национальной политики в отношении совместных предприятий. 

б) Создание специальных условий для ГП. 

в) Выделение площади для совместных предприятий. 

г) Особые экономические зоны в рамках КПЭК должны быть введены в ускоренный режим.

e) СЭЗ должны предлагать стимулы, которые должны быть прибыльными, особенно для инвесторов, которые вкладывают средства в наиболее слаборазвитые или проблемные районы страны. 

3. Малые и средние предприятия

Правительство должно уделять приоритетное внимание развитию малых и средних предприятий для быстрой индустриализации.  Это установленный факт, что МСП лидируют по пути индустриализации, даже самые развитые экономики по-прежнему отдают предпочтение этому, как Германия, Китай и т. д.

Анализ далее подчеркивает, что МСП всегда играют ведущую роль в развитии страны и обеспечивают распределение ресурсов.  В этом аспекте отличным примером могут служить модели Германии и Китая.  Предложения приведены ниже:

  • Особые экономические зоны для МСП
  • Приоритет в предоставлении финансовых ресурсов МСП для конкретных секторов

Благоприятная среда:

Легкость ведения бизнеса должна увеличиваться. Пакистану следует предпринять практические действия на местах.

Ниже приведены предложения по улучшению:

а) Обеспечение эффективности регистрации и предоставления услуг.  Количество регистрирующих компаний нужно сократить и перевести в онлайн-формат. 

б) Предоставление услуг должно быть улучшено. Например, в настоящее время требуется 113 дней для подключения к электросети, 125 дней для начала строительства; есть несколько инспекторских служб в сборе налогов и процессу регистрации; исполнение договора занимает 1071 день.  Пакистану необходимо работать над этим и сделать процесс эффективным и простым. 

в) Обеспечение инфраструктуры качества для промышленности и бизнеса.  Здесь следует пояснить, что инфраструктура означает не только автомобильные и железные дороги, но также включает в себя другие индикаторы, такие как услуги, электричество, газ, налоговая отчетность и т. д. г) Правительство должно способствовать доступности сырья и промежуточных материалов. 

д) Обеспечение качественным человеческим капиталом.  Однако правительству также придется предпринять шаги, которые сделают бизнес-сообщество более ответственным и внесет свой вклад в национальное развитие. 

Ниже приведены предложения:

а) Бизнес-сообщество должно инвестировать в развитие практических навыков, как было упомянуто в Законе о профессиональном образовании Пакистана. Это не является уникальной или новой идеей, это происходит во всем мире, особенно в развитых странах, таких как Германия, Китай и др. 

б) Взносы на социальное обеспечение должны регулироваться строгими правилами. 

Преимущества

1. Увеличение активности молодежи

2. Формирование доходов

3. Искоренение бедности

4. Обмен иностранной валюты

5. Карьерный рост

Долгосрочная повестка дня 2047

Долгосрочное планирование потребует настоящей мудрости, но оно также будет зависеть от успеха низко висящих плодов, краткосрочных и среднесрочных этапов.  Успешное выполнение первых трех этапов определит судьбу долгосрочной повестки дня.  Представляющими интерес секторами могут быть промышленность, сфера услуг и сельское хозяйство - другими словами, объединение секторов всех фаз. 

Таким образом, в долгосрочной перспективе нам придется работать по всем направлениям одновременно.  В дальнейшем мероприятия будут такими же, но с современными требованиями будущего.

Основные цели указаны ниже:

1. Трансформация экономики

2. Развитие с учетом изменения климата

3. Четвертая промышленная революция.

1. Трансформация экономики

Пакистан должен будет обеспечить трансформацию экономики и общества. 

Предложения, которые следует рассмотреть:

a) Модернизация промышленности

b) Модернизация сельского хозяйства и животноводства

c) Модернизация малых и средних предприятий

d) Укрепление отрасли услуг

2. Развитие, совместимое с изменением климата

Пакистан также будет иметь в долгосрочной перспективе преобразования в секторе производства и услуг в соответствии с принципами устойчивого развития. 

Некоторые рекомендации упомянуты ниже:

a) Необходимо предотвратить последствия изменения климата и обезопасить промышленность от непредсказуемых потрясений

б) В будущем будут приняты международные законы о торговле на основе парниковых газов. Следовательно, Пакистану необходимо над этим работать. 

в) Обеспечение устойчивости экономики.

3. Четвертая промышленная революция

В долгосрочной перспективе Пакистан стремится стать бенефициаром четвертой промышленной революции.  Для этого необходимо планировать с упором на достижение результатов в долгосрочной перспективе. В этом аспекте предложения следующие:

а) Инвестиции в человеческий капитал

б) Инвестиции в инфраструктуру.

Управление и институциональный механизм: критический анализ.

Мы должны помнить о том, что более широкая повестка дня не может быть достигнута без адаптации управления и институционального механизма.  Таким образом, необходимы комплексные реформы. 

Однако досадная реальность заключается в том, что реформы всегда были непростой темой в Пакистане.  Политическая разрозненность еще больше усложнила дебаты.  Реформы определяются и вводятся в соответствии с повесткой дня власти и политическими предпочтениями. 

Например, когда партия находится у власти, они выступают за приватизацию, а их оппозиция всеми силами противятся приватизации.  Хотя приватизация - плохая стратегия, но здесь она обсуждается только для того, чтобы подчеркнуть политико-экономическую игру власти. 

Во-вторых, культура эмигрантов - еще одна проблема, поскольку у эмигрантов нет опыта работы. Они пытаются влиять на реформы в соответствии со своими предпочтениями, а не с учетом существующих реалий.  МФУ также оказывают давление с целью принятия стратегии реформ в соответствии с их предпочтениями.  Международные финансовые учреждения пользуются огромным влиянием из-за сильной зависимости Пакистана от кредитов.  Теперь Пакистан в большом долгу перед этими учреждениями, и они пытаются добиться соблюдения своих предпочтений.  В этом контексте была предпринята попытка разработать некоторые предложения по реформам.

  1. Бюрократические реформы:

Проблема управления и экономического моделирования началась с бюрократического вмешательства.  Следовательно, процесс реформ следует начинать с реформ бюрократии. 

Ниже приводится несколько предложений:

a) Необходимо реформировать политику и процедуры поощрения, а также пересмотреть критерии заслуг работников.  Заслуги должны быть определены с точки зрения опыта в соответствующей области.  Например, министерство финансов должно возглавляться политическими экономистами, а персонал должен быть из области экономики, финансов, социального развития, управления и т. д.

б) Экзамен CSS должен быть заменен новой системой приема на работу, не должно быть общей системы найма.  Каждое министерство должно разработать свою собственную систему найма в соответствии со своими потребностями и требованиями. 

в) Министерства, ведомства или учреждения должны быть реформированы в соответствии с потребностями экономики, общества и страны. 

г) Не должно быть межведомственной системы передачи власти.

2. Планирование

Процесс планирования должен быть инклюзивным и интенсивным.  Планирование любых программных документов должно занять один или два года для завершения путем тщательных консультаций. Мы можем поучиться у Китая для лучшего планирования.  В этом аспекте есть несколько предложений:

a) Политика в области промышленности, торговли и экономики разрабатывается в консультации с бизнес-сообществом.

b) Повестка дня в области развития должна согласовываться с местными органами власти на уровне деревни.

c) Процесс планирования должен быть местным и основываться на местных особенностях.

3. Благоприятная среда:

a) Совет по инвестициям должен быть способен разрабатывать политику и внедрять ее.  Он должен работать как совместное предприятие между правительством, промышленностью и бизнес-сообществом. 

б) Процесс регистрации бизнеса должен быть быстрым и простым.  Время регистрации должно быть ограничено, например 30 дней, 40 дней со дня подачи заявки. 

в) Налоговая система не должна быть «добывающей» (это означает, что правительство не должно давить на промышленность или бизнес-сообщество для достижения своих целей) или (правительство также должно избегать косвенного налогообложения). 

г) Налоговые ставки должны быть рационализированы, а налоговая сеть должна быть расширена, так как это поможет бизнесу процветать, а правительству - иметь больше ресурсов.

4. Реализация и мониторинг

Реализация и мониторинг являются самыми слабыми звеньями в Пакистане.  Часто сроки не соблюдаются из-за отсутствия надежных механизмов мониторинга и отчетности.  Это наносит ущерб стране по многим направлениям, например, увеличивает стоимость проектов и отсрочивает получение выгоды от программы.  Кроме того, подсчет политических очков также создает проблемы на этапе внедрения.  Правительство пытается доказать, что все хорошо, а оппозиция представляет пугающую картину. 

Некоторые предложения упомянуты ниже:

a) Чтобы обуздать политическую борьбу, необходимо создать объединенный комитет из глав трех ведущих политических партий (не правительства или оппозиции), лидера оппозиции, начальника служб, начальника судебной системы во главе с премьер-министром.

б) Продвижение государственных служащих с высокой производительностью. 

в) Комитет должен нести ответственность за неудачу или успех любого вмешательства, и не должно быть никакого смысла в обеспечении

5. Человеческий капитал

Самая важная реформа для достижения экономической повестки дня 2047 будет заключаться в создании высококачественного человеческого капитала для удовлетворения будущих потребностей.  Помимо навыков, люди должны обладать строгими этическими принципами и ценностями.  Среди важных отраслей можно выделить BigData, искусственный интеллект, космос и т. д. Более того, трансформация экономики будет зависеть от человеческого капитала.  Следовательно, Пакистану необходимо реформировать систему образования и здравоохранения Пакистана. 

  1. Экономическая система коренных народов.

Как подчеркивал Отец нации Мухаммед Али Джинна, экономическая система должна развиваться на основе местных принципов и принципов ислама.  Кроме того, система интересов исламской страны должна быть устранена, поскольку это единственная область, где Бог бросает вызов человеку для войны с Аллахом и Его Пророком (мир ему и благословение).  В условиях этой войны Пакистан никогда не сможет преодолеть проблему, не говоря уже о развитии экономики. 

***

Шакил Ахмад Рамай, член экспертного совета Центра глобальных и стратегических исследований (CGSS), Исламабад