О стратегии национальной безопасности

На прошлой неделе Исламабад впервые разработал и обнародовал документ такого рода, который тут же привлек внимание со стороны.

Премьер-министр отметил, что «Политика национальной безопасности на 2022–2026 годы основывается на видении моего правительства, которое считает, что безопасность Пакистана зависит от безопасности его граждан. Этот гражданский подход к национальной безопасности ставит во главу угла национальную сплоченность и процветание людей, гарантируя при этом основные права и социальную справедливость без дискриминации.

Осознание симбиотической взаимосвязи между экономической, человеческой и традиционной безопасностью в настоящее время крайне важно для долгосрочного развития Пакистана. Внутренняя стабильность и региональный мир, основанный на взаимном сосуществовании, региональных связях и общем процветании, являются важнейшими предпосылками для оптимизации национальной безопасности. Более того, для реализации огромного потенциала наших граждан необходимо содействовать эффективному управлению, основанному на результатах, путем укрепления институтов, верховенства закона, прозрачности, подотчетности и открытости».

Как сказано в предисловии документа, подписанном советником по национальной безопасности Моид Юсуфом и секретарем управления по национальной безопасности Амиром Хасаном, «Политика национальной безопасности на 2022–2026 годы является результатом целенаправленного стремления служить Пакистану в соответствии с руководящим видением национальной безопасности. Годы самоотверженной работы и многочисленных консультаций привели к разработке документа, которым, как мы надеемся, народ Пакистана будет гордиться».

Действительно, на подготовку этой стратегии, начатой еще советником по национальной безопасности Сартаджем Азизом в 2014 году, ушло семь лет.

Но даты, обозначенные в заголовке, указывают, что нынешний план является четырехлетним, что напоминает подобные документы Министерства обороны США, которое издавало Quadrennial Defense Review.

Сказано, что «Пакистан принял динамичный и уверенный в себе подход к быстро меняющемуся мировому порядку. Это требует укрепления традиционной политической дипломатии и переориентации нашей энергии на взаимодействие в новых реалиях. Экономическая дипломатия в контексте Пакистана требует использования политических отношений для получения экономических выгод при одновременном создании новых экономических партнерств, которые, в свою очередь, будут поддерживать наши политические и стратегические интересы.

По мере того как торговые и экономические связи приобретают все большее значение в более взаимосвязанном мире, Пакистан должен уделять больше внимания экономической дипломатии с человеческими ресурсами, которые имеют необходимый набор навыков, чтобы извлечь выгоду из экономических возможностей по всему миру.

Наше геоэкономически важное местоположение дает Пакистану возможность предложить себя в качестве плавильного котла региональных и глобальных экономических интересов благодаря инициативам в качестве связующего звена. Это остается приоритетом, и для его успеха требуются региональный мир и стабильность, которым Пакистан по‑прежнему полностью привержен».

В контексте региональной и глобальной геополитики в документе на первом месте стоят Джамму и Кашмир. Далее упоминаются непосредственные соседи – Афганистан, Китай, Индия и Иран.

Сказано, что Китай и Пакистан разделяют интересы и имеют общее понимание – данный пассаж говорит о синхронизации текущих и дальнейших действий Исламабада и Пекина. «Китайско-Пакистанский Экономический Коридор» обозначен как проект национального значения, который переопределяет региональную политику и дает потенциал для экономического роста, снижения бедности и укреплению региональных связей.

Отмечено, что Пакистан хотел бы улучшить отношения с Индией и «по-прежнему верит в решение всех нерешенных вопросов путем диалога; однако недавние действия Индии остаются серьезными препятствиями в этом направлении». Не только диспут по Кашмиру, который является краеугольным камнем в отношениях двух стран, но также регулярные угрозы, исходящие от Нью-Дели и идеология Хиндутвы обозначены как факторы, которые мешают нормализации связей двух стран.

Желание улучшить отношения с Индией не говорит о том, что Пакистан будет закрывать глаза на любые действия Нью-Дели в Кашмире или в вопросах дискриминации мусульман. 16 января Министерство иностранных дел Пакистана заявило, что сообщение о нападении на Кашмирский пресс-клуб (КПК) «явно отражает укоренившееся применение Индией грубой силы и принуждения, чтобы заставить замолчать тех, кто высказывается против ее ужасных преступлений и вопиющих нарушений прав человека в Джамму и Кашмире». Инцидент произошел в субботу 15 января, когда несколько журналистов в сопровождении полицейских прибыли туда и заявили, что являются «новым руководством клуба». Полицейские утверждали, что являются сотрудниками личной охраны одного из журналистов, который опубликовал заявление для СМИ, в котором говорилось, что «некоторые журналистские форумы» выбрали их в качестве новых должностных лиц. Претензии временного органа вскоре были оспорены заявлением, опубликованным примерно девятью журналистскими организациями в Кашмире, которые осудили насильственный захват офиса Kашмире при «открытой поддержке администрации» и назвали это «неправильным и опасным прецедентом».

Про США говорится, что Пакистан «не подписывается под политикой лагеря», то есть не может выступать в качестве дополнительной силы в каких-либо проектах Вашингтона. Приоритетом останется взаимодействие в сфере противодействия терроризму, хотя Пакистан будет стараться диверсифицировать взаимоотношения с США.

Про Россию сказано, что «Пакистан стремится переосмыслить свое партнерство с Россией в области энергетики, оборонного сотрудничества и инвестиций. Отношения уже демонстрируют положительную динамику и Пакистан будет продолжать стремиться к максимизации взаимной выгоды. Россия, страны Центральной Азии и Пакистан также являются важными партнерами в достижении наших общих целей обеспечения мира и стабильности в Афганистане».

Ближний Восток и Западная Азия указаны как регион, который имеет исторические связи по причине религиозного взаимодействия, особенно с Саудовской Аравией. Высказана поддержка Палестине в соответствии с решением ООН и Организации Исламского Сотрудничества о необходимости собственной палестинской государственности.

Кроме того, акцентируется интерес к странам Африки и Латинской Америки. Ранее в Пакистане были приняты такие инициативы как «Vision Central Asia» и «Engage Africa», которые отражают намерения и усилия Пакистана выйти на рынки этих регионов.

Добавлено, что Пакистан руководствуется принципами многосторонности в международной политике и остается приверженным работе таких организаций как ООН, СААРК, ШОС и ОИС.

Предполагается, что внешняя политика будет сбалансированная и обеспеченная достаточными ресурсами, она будет «уменьшать конфликты, защищать и продвигать национальные интересы посредством политической и экономической дипломатии».

Целями является «развитие отношений на широкой основе с мировыми державами посредством активного, прагматичного и непримиримого подхода, основанного на общем совпадении стратегических и экономических интересов. Мы будем стремиться минимизировать потенциальные угрозы, поддерживать диверсифицированные варианты внешней политики и повышать роль экономической дипломатии в наших внешнеполитических инициативах. Будем стремиться к региональному миру путем нормализации отношений в нашем непосредственном соседстве на основе взаимного уважения и суверенного равенства».

В дипломатических делах предлагается «улучшить координацию между соответствующими учреждениями в области стратегической коммуникации для создания единого и согласованного национального повествования, ориентированного на внешнюю сторону, направленного на изображение реальности Пакистана и противодействию ложной пропаганде против Пакистана». Говорится о необходимости использования разнообразия и огромного потенциала при одновременном противодействии негативному восприятию, а также о привлечении пакистанской диаспоры к национальным вопросам в рамках специальной стратегии.

Хотя все постулаты кажутся логичными, стоит обратить на один пункт, касающийся внутренней политики.

«Пакистан – разнообразная нация, состоящая из различных этнических групп, религиозных верований, сект и языков. Экстремизм и радикализация по признаку этнической принадлежности или религии представляют собой вызов нашему обществу. Эксплуатация и манипулирование этническими, религиозными и сектантскими признаками с помощью насильственных экстремистских идеологий недопустимы. Воспитание межконфессиональной и межрелигиозной гармонии и социальной терпимости во всех ее формах будет иметь приоритетное значение. Сотрудничество ученых-религиоведов из всех школ мысли позволит привлечь специалистов к расширению программ по борьбе с радикализацией и продвижению единого подхода к борьбе с экстремизмом. Действия против тех, кто создает и распространяет ненавистнические высказывания и материалы, будут быстрыми и бескомпромиссными».

Дело в том, что в Пакистане до сих пор действует закон о богохульстве, который является наследием эры Зия уль Хака, когда в стране был альянс военных и радикальных исламистов. Согласно этому закону, критическое высказывание в отношении Корана, пророка Мухаммеда или аятов может быть интерпретировано как оскорбление Ислама. А меры наказания за это очень суровы, вплоть до смертной казни. И, как правило, под действие этого закона попадают не мусульмане, а религиозные меньшинства из числа христиан, буддистов и индусов.

В рамках того, что власти Пакистана уделяют большое значение своей комплексной идентичности, очевидно, что нужно будет что-то предпринимать с этим законом, и чем быстрее, тем лучше. Ведь, как сказано, «крайне важно, чтобы мы укрепляли нашу целостную национальную идентичность, основанную на принципе единства в многообразии. Вызывающий разногласия дискурс вокруг этнических, религиозных и социальных различий вызывает озабоченность, усугубляемую разрушительной внешней поддержкой, направленной на подрыв национальной сплоченности и разжигание дисгармонии в вопросах идентичности... Непрерывные и целенаправленные усилия будут предприниматься с помощью подхода, основанного на уважении разнообразия Пакистана, воспитании терпимости и содействии национальной сплоченности посредством образовательных и культурных учреждений и инклюзивного национального дискурса».

Конечно же, в документе уделено внимание борьбе с терроризмом, сепаратизмом, различными видами радикального национализма, наркотрафиком и организованной преступностью.

Говорится также о необходимости зашиты киберпространства и угрозах гибридной войны. Сказано, что «гибридные угрозы Пакистану исходят от государств и их прокси, а также от негосударственных субъектов. Пакистан примет целостный, взаимосвязанный общенациональный подход к нейтрализации попыток подорвать безопасность и стабильность Пакистана посредством гибридной войны».

Конечно же, данная стратегия, хоть и является беспрецедентной, но все же отражает внешнеполитические усилия и внутреннюю адаптацию прошлых лет.

Леонид Савин