О сотрудничестве ЕС и Пакистана

Исламское государство Пакистан и интеграционный Европейский Союз находят точки соприкосновения на международной арене и развивают экономические отношения. Для ЕС – это расширение сфер влияния, для Пакистана возможность для реализации собственных интересов, а также выход на площадку мировой экономики.

Возникший как политически и экономически слабое государство, к тому же обремененное конфликтами с Индией и Афганистаном, Пакистан изначально решил опереться на страны Запада, прежде всего на США. С Вашингтоном были заключены соглашения об экономическом и военно-политическим сотрудничестве. Вскоре Пакистан вступил в Организацию Договора Юго-Восточной Азии (1954 г.) и Багдадский пакт (1955 г.). 

Во второй половине 1970-х годов Пакистан решил строить свою политику на основе принципа многосторонности — сотрудничества с максимально большим числом стран на основе учета и уважения взаимных интересов.

Ни для кого не секрет, что ЕС как интеграционный союз постоянно пытается развиваться, поскольку если организация не двигается вперед, вскоре придет стагнация. За последние 10 лет Европейский Союз начал расширять свои отношения с азиатскими странами, уже выйдя за рамки простого, привычного торгового партнера. Отношения между ЕС и Исламской Республикой Пакистан в последние годы расширились. Основными направлениями сотрудничества являются торговля, гуманитарная помощь и отраслевое сотрудничество в области энергетики, окружающей среды, здравоохранения, транспорта, миграции и изменения климата. Задача для обеих сторон состоит в том, чтобы узнать друг друга и укрепить взаимное доверие, поскольку по истории отношений можно судить как страны намереваются укреплять свое двухстороннее сотрудничество.

Действительно, ЕС является одним из крупнейших торговым партнером Пакистана. Тем не менее, с началом 21 века ЕС осознал, что ему необходимо разработать более сильную и широкую политику в отношении азиатских стран. Пакистан был на периферии политики ЕС в Азии. Интерес интеграционного союза к государству вырос, в основном, из-за присутствия европейских войск в составе Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане, который был связан с терроризмом, а также твердого настойчивого требования США и Великобритании о том, чтобы ЕС помог стабилизировать ситуацию в стране. Помощь США Пакистану была нерегулярной, с периодами выделения больших средств и периодами замораживания помощи. Несмотря на экономическую помощь, значительная военная помощь подвергла ее критике со стороны Пакистана, хотя именно этого Исламабад в основном требовал от Вашингтона. После того, как Конгресс США принял так называемый законопроект Керри-Лугара-Бермана (2009 г.), администрация США решила отделить безопасность от помощи в целях развития. Однако, Европейский союз решил выбрать путь, отличный от пути США. Тем не менее, независимо от их разных подходов, оба партнера решили поспособствовать стабилизации в государстве.

Краеугольным камнем ЕС является демократия. Таким образом, основой соглашений между ЕС и Пакистаном является демократия и лежащие в ее основе ценности: соблюдение прав человека, надлежащее управление и верховенство закона. С 1995 года ЕС включил положения о демократии и правах человека в свою внешнюю политику и сотрудничество в целях развития. Продвижение демократии стало ключевым элементом сотрудничества ЕС с Пакистаном в целях развития не только из-за его дополнительной ценности, но и из-за соображений безопасности. В октябре 2009 года Европейский парламент принял резолюцию под названием «Построение демократии во внешних отношениях». Документ официально призвал координировать свои внешние действия с продвижением демократических ценностей, прав человека и инструментов политики развития. 

В рамках продвижения демократии ЕС привлекает организации гражданского общества, а также связывает наблюдение за выборами со своей внешней политикой. Европейская инициатива за демократию и права человека и Миссия ЕС по наблюдению за выборами являются инструментами, используемыми для реализации демократии, надлежащего управления, укрепления избирательных рамок и прав человека. Учитывая историю Пакистана с частыми переходами, во время которых режим периодически менялся от военного к слабому гражданскому правительству, ЕС считает организации гражданского общества лучшими союзниками для стабилизации и развития в долгосрочной перспективе. Миссия ЕС по наблюдению за выборами возможно, является одним из самых известных инструментов ЕС в Пакистане. Союз направил миссии в Пакистан на выборы 1997, 2002, 2008 и 2013 годов. В 2008 году, в год всемирного экономического кризиса, а также в годы терактов миссия укрепила уверенность в переходном процессе Пакистана в особенно сложный период. В 2013 году в состав МНВ входили 52 долгосрочных наблюдателя, 46 краткосрочных наблюдателей и 11 членов основной группы. Выборы стали важной вехой в истории демократии в Пакистане, поскольку это был первый случай в его истории, когда демократически избранное гражданское правительство передало власть другому мирным путем. Высокая явка стала признаком того, что население все еще вовлечено в процесс выбора своих лидеров, готово и желает выбирать правителя сами. Тем не менее, демократия заключается не только в проведении выборов. Отчеты МНВ, хотя и оценивали приложенные усилия, отражали основные проблемы и недостатки избирательной системы, поскольку пакистанские политики обычно рассматривают рекомендации докладов как вмешательство в их внутренние дела.

Торговля

Подгруппа по торговле, созданная под эгидой Совместной комиссии ЕС и Пакистана, является форумом для более широкого обсуждения изменений в торговой политике. Данный форум также направлен на решение отдельных вопросов доступа к рынку, которые препятствуют торговле между двумя сторонами.

Хотя экономика Пакистана обладает значительным потенциалом, высокая стоимость ведения бизнеса, сложное регулирование пагубно сказываются на торговле и экономическом росте. Торговый режим и нормативно-правовая база Пакистана, по-прежнему, остаются относительно ограничительными.

Согласно официальному сайту (ЕС) текстиль и одежда составляют более 80% экспорта Пакистана в ЕС. Хотя текстильная и швейная промышленность составляют основу пакистанского экспорта, такая сильная зависимость от одной категории продуктов несет в себе риски для Пакистана. Важную роль в этом отношении будет играть диверсификация торговли. 

Около 80% текстиля и предметов одежды, импортируемых в ЕС из Пакистана, ввозятся в ЕС по льготной тарифной ставке. Около четверти этого импорта приходится на постельное, столовое, туалетное и кухонное белье.

Торговые преференции Пакистана

ЕС поддерживает интеграцию Пакистана в мировую экономику и его устойчивое экономическое развитие, предоставляя ему торговые преференции GSP+.

Благодаря GSP+ более 76% пакистанского экспорта, включая текстиль и одежду, поступает в ЕС без пошлин и квот. Это составляет почти 20% экспорта Пакистана по всему миру. Преференции GSP+ также должны помочь Пакистану диверсифицировать свою экспортную корзину.

Стоит отметить, что для сохранения GSP+ Пакистан должен ратифицировать и эффективно выполнять 27 основных международных конвенций о правах человека и трудовых правах, охране окружающей среды и тщательно надлежащем управлении. Данные вехи строго контролируется Европейской комиссией, а также находится под постоянным наблюдением государств-членов ЕС и Европейского парламента, а также гражданского общества.

Двусторонние торговые отношения между ЕС и Пакистаном регулируются Соглашением о сотрудничестве от 2004 года, а расширение двусторонней торговли и инвестиций является частью пятилетнего плана взаимодействия ЕС и Пакистана от 2012 года.

Пакистан является основным бенефициаром торговых возможностей, предлагаемых Всеобщей схемой преференций ЕС (GSP). С 1 января 2014 г. Пакистан получает щедрые тарифные преференции (в основном нулевые пошлины на две трети всех категорий товаров) в рамках так называемого соглашения GSP+, направленного на поддержку устойчивого развития и надлежащего управления. 

ЕС является вторым по важности торговым партнером Пакистана, на его долю приходится 14,3% от общего объема торговли Пакистана в 2020 году и коэффициент составляет 28% от общего объема экспорта Пакистана.

В 2020 году Пакистан был 42-м крупнейшим торговым партнером ЕС по товарам, на долю которого приходилось 0,3% торговли ЕС. В пакистанском экспорте в ЕС преобладают текстиль и одежда, что составляет 75,2% от общего объема экспорта Пакистана в ЕС в 2020 году. Импорт Пакистана из ЕС в основном состоит из машин и транспортного оборудования (33,5% в 2020 г.), а также химикатов (22,2% в 2020 г.). С 2010 по 2020 год импорт ЕС-27 из Пакистана почти удвоился с 3 072 до 5 537 миллионов евро. Рост импорта из Пакистана был особенно быстрым после присуждения GSP+ (5 515 млн евро в 2014 году).

Сотрудничество в области окружающей среды

На протяжении 10 лет с 2001 по 2011 гг. ЕС инвестировал примерно 30 миллионов евро для восстановления, управления и сохранения природных ресурсов, защиту и сохранение биоразнообразия, образование и создание потенциала посредством устойчивого управления ресурсами с участием местных жителей, в рамках своей политики сотрудничества в области охраны окружающей среды. сообщества. С 2011 по 2018 гг. ЕС совместно WWF также запустил 3 проекта по экологическому развитию, с общим финансированием 2,659 миллиона евро: «Создание потенциала для адаптации к изменению климата в прибрежных районах Пакистана» (CCAP), "Укрепление пакистанских гражданских Коалиция общества за изменение климата (CSCCC) «и» Стратегическая экологическая оценка (SEA) / Оценка воздействия на окружающую среду (EIA) финансируемых ЕС программ развития сельских районов в Пакистане".

Наука и образование

Пакистан также участвует в программе Horizon (2020), которая является крупнейшей программой ЕС в области исследований и инноваций за всю историю Европейского Союза. Пакистанский научный фонд был объявлен координационной организацией ЕС по исследовательской и инновационной программе Horizon-2020 в Пакистане и под руководством и политикой Министерства науки и технологий будет координировать с ЕС реализацию программы Horizon 2020.

Для Пакистана также открыта возможность учиться по программе Erasmus+ ЕС в области образования, обучения, молодежи и спорта на период 2014—2020 гг. Программа финансирует академическую мобильность и дают возможность студенту учиться в зарубежной школе или университете. Данная сфера взаимодействия в первую очередь направлена на модернизацию и реформирование высшего образования, улучшение управления и построение отношений между предприятиями и высшими учебными заведениями.

Диаспора

Согласно базе данных международных мигрантов за 2020 год, составленной ДЭСВ (ООН), в 2020 году в Европе проживало 952 993 гражданина Пакистана. Пятьдесят восемь процентов из них составляли мужчины, а сорок два процента — женщины. Исходя из данных самая многочисленная диаспора проживает в Италии (около 124 8000 человек) и Германии (79 227).

Пакистанская община в Италии насчитывает около 125 тысяч человек, что делает ее второй по величине в Европе после Великобритании и первой среди стран членов ЕС. Большинство из них родом из центрального Пенджаба. Опрос, проведенный итальянским министерством труда, показывает, что большинство пакистанцев в Италии составляют мужчины (70 процентов) и молодые люди (средний возраст 28 лет). В основном они работают в промышленных подразделениях на севере Италии; и все чаще в сельском хозяйстве, где они стали неотъемлемой частью производственной цепочки, выполняя большую часть операций по сбору, упаковке и погрузке продукции. Относительно немногие имеют собственные предприятия или малый бизнес.

Сообщество состоит в основном из экономически слабых иммигрантов в первом поколении. Их уровень образования низок: более двух третей имеют только неполное среднее образование и только четыре процента имеют высшее образование. Уровень занятости составляет 37 процентов, что намного ниже, чем в других общинах иммигрантов. Относительно немногочисленные женщины, которые находятся здесь, присоединились к своим супругам и, как правило, играют второстепенную роль.

Около половины легально проживающих пакистанцев имеют только разрешение на временное пребывание. Сюда входит большое количество просителей убежища и несопровождаемых несовершеннолетних. В основном это молодые люди, прибывшие в страну наземным транспортным путем через Иран, Турцию, Грецию и Хорватию. Оказавшись в Италии, они объявляют себя беженцами. Большинство этих молодых людей рассматривают свое присутствие здесь как временное, и цель многих из них – переехать во Францию, Германию и Великобританию, которые предлагают лучшие перспективы для трудоустройства и финансовой стабильности. Здесь стоит отметить, что миграционная политика Италии не настолько строга как в Германии, именно поэтому гораздо проще пробраться на юг Европы для получения статуса беженца и только затем передвигаться в Западную Европу.

Таким образом, сотрудничество ЕС и Пакистана можно назвать довольно тесным. Для Пакистана это хорошая возможность для экономического продвижения потенциала страны, а также для поддержки имиджа государства.

Яна Зубчук