Корона CPEC еще не засияла - согласно официальной оценке

В докладе, подготовленном по заказу Комитета Кабинета министров по CPEC, рекомендуется пересмотреть Соглашение о концессиях на порты с китайскими операторами, чтобы устранить некоторые основные препятствия на пути развития Гвадара.

Долгое время Гвадар позиционировался как центральная часть CPEC, и еще не достиг высот ожидаемого промышленного развития, которое может послужить катализатором для внутренних и иностранных инвестиций”, - говорится в официальной оценке Совета по инвестициям.

Гвадар “еще даже не показал своего первого проблеска обещанного промышленного центра, который может послужить катализатором для внутренних и иностранных инвестиций”, - говорится в выводах доклада.

Оценка также показала, что, хотя Пакистан расширил пакет выгодных стимулов, отсутствие инвестиционного интереса к Свободной зоне Гвадара было “необъяснимым".

Отчет также был представлен в канцелярию премьер-министра в июне этого года вместе с набором рекомендаций по исправлению нарушений.

Ключевая рекомендация доклада заключается в том, что правительству следует пересмотреть Концессионное соглашение с Китаем, но Канцелярия премьер-министра не согласилась с ней из-за возможных всеобъемлющих последствий для экономических отношений между Пакистаном и Китаем.

Согласно отчету, развитие Свободной зоны Гвадара в значительной степени зависит от ее Концессионного соглашения, которое не предусматривает никакой роли для федеральных субъектов, которым поручено разрабатывать экономическую и инвестиционную политику.

Исключение федеральных заинтересованных сторон, которые в состоянии регулировать и ускорять развитие этой зоны, и предоставление полномочий исключительно Администрацией порта Гвадар действовать от имени федерального правительства сделало Концессионное соглашение ограниченным в его сфере применения.

В ноябре 2015 года China Overseas Port Holdings Company Limited (COPHCL) вступила в новую 40-летнюю аренду порта Гвадар. В соответствии с соглашением портовые операторы получают 91% доходов порта, а 9% идет федеральному правительству.

Меньший, чем ожидалось, прогресс в порту Гвадар и его Свободной зоне вызвал много вопросов, учитывая тот факт, что это было главным приоритетом премьер-министра Имрана Хана и начальника штаба армии генерала Камара Баджвы.

Китайские операторы порта Гвадар – холдинговая компания China Overseas Ports Pakistan Limited (COPHC) недавно представили комитету кабинета министров CPEC презентацию о перспективах порта Гвадар и его маркетинговом плане, что также оказалось ниже ожиданий кабинета министров.

Работы по строительству безналоговой промышленной, логистической, складской и экспортной зоны площадью 2281 акр начались в июне 2016 года.

Отчет Совета по инвестициям показал, что на момент его выводов в Свободной зоне Гвадара было зарегистрировано 44 китайских и пакистанских компании. Из них только пять фирм китайского происхождения были активны. Результаты показали, что не проводилось никакого исследования для анализа развития Гвадара в присутствии иранского порта Чабахар, несмотря на то, что Гвадар находится в стадии разработки с 2013 года.

В феврале этого года Комитет Кабинета министров по CPEC поручил Совету по инвестициям представить независимую оценку инвестиционного потенциала Свободной зоны Гвадар вместе с рекомендациями по раскрытию потенциала. Отчет был подготовлен на основе выездной поездки группы Совета в апреле этого года.

“При посещении Свободной зоны Гвадара выяснилось, что нынешняя территория Свободной зоны Гвадара не подходит и не достаточна для создания тяжелой промышленности”.

Согласно отчету Совета по инвестициям, без завершения разработки правил свободной зоны Гвадара компаниям разрешается создавать свои предприятия, которые могут создать юридические сложности на более позднем этапе.

Рядом с портом Гвадар препятствия для развития инфраструктуры включают неадекватность транспорта, плохое энергоснабжение и водоснабжение, трудности с получением разрешений и поддержкой со стороны местных органов власти, постоянные террористические нападения на проекты и персонал, а также трудности с привлечением капитала с учетом этих рисков и продолжающегося невыполнения работы самого порта.

За пределами зоны другие промышленные проекты в районе Гвадар не только омрачены инфраструктурными проблемами, но и сталкиваются с другими препятствиями из-за отсутствия надзора со стороны регулирующих органов и неспособности соответствующих ведомств, говорится в заявлении.

Основными препятствиями для инвестиций и индустриализации Гвадара, выявленными Советом по инвестициям, были проблемы с пакетом стимулов и вопросами нормативного надзора в Свободной зоне Гвадара, ситуация в области безопасности, инфраструктурные препятствия, отсутствие ясности и промышленного развития в соответствии с новым генеральным планом, проблемы в промышленной зоне Гвадара и несогласованные усилия на федеральном уровне.

Были также ограничения в отношении участия третьей стороны, несмотря на то, что и Китай, и Пакистан выступали за участие третьих стран в CPEC.

“Хотя обе страны неоднократно заявляли, что CPEC открыта для участия третьих сторон, в Свободной зоне Гвадара этого не происходит. Лозунг о том, что CPEC открыт для всех, не выдерживает критики, если центральное место в CPEC принадлежит исключительно китайцам”.

“После взаимодействия с соответствующими заинтересованными сторонами Gwadar Overseas Port Handling Company Limited (COPHCL), GPA и GDA и тщательного анализа текущего прогресса в развитии порта Гвадар, плана колонизации свободных зон Гвадара, различных строящихся проектов и т.д., Управление CPEC разработало твердые планы по координации со всеми такими заинтересованными сторонами наряду с привлечением Министерства обороны, армии и флота Пакистана и регулярно отслеживает фактический прогресс в соответствии с планами по достижению заметного выполнения в кратчайшие сроки”, - сказал Халид Мансур, Специальный помощник премьер-министра по делам CPEC.

Моей первоочередной задачей является оперативная разработка бизнес- и маркетингового плана для порта Гвадар и свободных зон и его реализация с практическими шагами по использованию потенциала глубоководного порта Гвадар, привлечению инвестиций ключевых китайских компаний в различные сектора в соответствии с требованиями страны для достижения столь необходимой индустриализации для достижения импортозамещения и ориентированного на экспорт перемещения отраслей промышленности из восточного Китая в Гвадар и заселения как южных, так и северных свободных зон. Такая стратегия также даст огромные возможности для трудоустройства, Инша Аллах”, - добавил он.

Мансур сказал, что он работает над целями в тесном сотрудничестве с COPHCL и Посольством Китая в дополнение к продвижению всех отраслевых инициатив, взаимно подписанных на недавно завершившемся заседании совместной комиссии.

Совет по инвестициям также предложил, чтобы для содействия участию третьих сторон Администрация порта Гвадар могла бы ввести долгожданные правила свободной зоны Гвадара для регулирования компании Gwadar Free Zone Company Limited и открыть зону для других стран.

Совет по инвестициям заявил, что для устранения этих препятствий и создания промышленно развитого Гвадара необходимы некоторые серьезные политические реформы на федеральном, провинциальном и местном уровнях управления. Он рекомендовал федеральному правительству сыграть определенную роль в полной реализации потенциала Гвадара после того, как Администрация порта Гвадар по-прежнему не смогла устранить проблемы.

Совет по инвестициям также предложил обеспечить единообразие в политике в отношении иностранных компаний, филиалов и отделений связи для регистрации, которая имеет решающее значение для получения визы.

В докладе отмечается, что информация, содержащаяся в инвестиционном руководстве, опубликованном COPHCL, относительно регистрации филиалов и отделений связи иностранных компаний, вводит в заблуждение и является неполной.

Также необходимо было завершить строительство транспортной инфраструктуры, чтобы соединить Гвадар с основными рынками и городами.

Китайские операторы предлагают 23-летние налоговые каникулы, соглашение об аренде на 99 лет, беспошлинный импорт и экспорт, а также инфраструктуру мирового класса и систему безопасности.

Результаты показали, что регистрация компании через SECP была длительным процессом из-за допуска Министерства внутренних дел и других предписанных требований.

Ассоциация розничных торговцев Гвадара также опровергла заявление Управления по развитию Гвадара о наличии единого окна для получения разрешений.

Также были обнаружены отклонения от инвестиционной политики Пакистана, и в Свободной зоне Гвадара четко не указаны ограничения для бизнеса.

Еще одна серьезная проблема, на которую ссылается руководство Свободной зоны Гвадара, заключалась в том, что китайские инвесторы столкнулись с трудностями при открытии счетов в иностранной валюте, из-за чего двойная конвертация валюты обесценивает юань, приходящий из Китая, говорится в отчете.

До настоящего времени Гвадар не был подключен к национальной энергосистеме, что является еще одним препятствием на пути индустриализации.

Гвадар в основном развивается как торговый коридор, а не как экономический коридор, сказано в выводах Совета по инвестициям.

Шахбаз Раза

Источник