Кашмир: экзотическая страна чудес под жестокой оккупацией

Кашмир

Кашмир славится своими великолепными горами, потрясающими пейзажами, замечательными ландшафтами и приятным климатом. Он известен как оазис озер, рек, ручьев и романтический гобелен из садов, цветов и фруктов. Это материал для открыток и место назначения, о котором мечтали в фэнтези, как развлекательные купола Кольриджа в Занаду.

Но этот фасад разрушается, как только вы ступите на землю Кашмира. Вместо аромата, цветочной красоты и величественных пейзажей вас встречает изнурительный гнет индийских военных лагерей, контрольно-пропускных пунктов, обшарпанных бункеров, военных конвоев и вооруженных патрулей.

За всеми этими индийскими чудовищами «безопасности» пропитаны истории об исчезновениях, внесудебных казнях, произвольных задержаниях, пытках и изнасилованиях. Живописной красоте не дает покоя зелень сотен кладбищ мучеников (обители павшего Кашмира), которые усеивают ландшафт каждого города и каждой деревни. В могилах хранится более 100 000 кашмирцев, убитых государственными силами с 1989 года. Это болезненное зрелище не отражает тяжелое положение тех, кто был искалечен, стал инвалидом или заключен в тюрьму.

Атмосферу пронизывают перцовые баллончики, дым слезоточивого газа и гранаты с порошком перца чили. Во главе всего этого стоят опечаленные души тех, кто едва выжил в условиях индийской оккупацией, и их болезненные истории о безжалостной цензуре, устрашающем запугивании, вынужденных признаниях и смертельном ужасе возмездия.

Погрузитесь глубже в социальный ландшафт, и вы встретите напуганных родителей сотен умышленно обезображенных детей школьного возраста, которые не могут видеть. Ослепленные новейшими государственными инструментами тирании, эти дети становятся жертвами пуль, состоящих из крошечных осколков, которые сначала проникают, а затем взрываются внутри тела жертвы.

Живописная красота Кашмира запятнана болезненными рассказами о вопиющих нарушениях прав человека и колоссальном структурном насилии, охватывающем политическое, социальное, экономическое, медицинское и юридическое пространство, - совершенном против людей, находящихся в осаде со стороны поселенцев-колониальных оккупантов, при амбивалентности международного сообщества.

Несколько поколений кашмирцев выросли в очень политизированной среде и получили неизгладимые травмы, их жизнь была разрушена репрессиями. Работа медицинского антрополога Сайбы Вармы «Оккупированная клиника: милитаризм и уход в Кашмире» (Duke University Press, 2020) - осуждение ужасающей милитаризации системы здравоохранения в Кашмире. В книге очень подробно рассказывается о том, как милитаризация проникла в медицинские учреждения и в жизнь пациентов и какова жизнь пациентов и их медицинских работников в Кашмире.

Например, вездесущие военные контрольно-пропускные пункты печально известны тем, что под тем или иным предлогом останавливают больничные машины скорой помощи или частные автомобили, перевозящие раненых в ходе протестов против оккупации, с единственной целью - прервать их срочно необходимую медицинскую помощь. Часто раненых доставляют в больницу мертвыми. Врачи и другие медицинские работники подвергаются физическому насилию или иному запугиванию за оказание помощи этим жертвам государственного насилия.

Продолжительная военная осада нарушила жизнь отдельных людей, семей и общества в целом. Масштабы политических репрессий сопоставимы только с масштабами бедствий в жизни людей. Армия удушает жизни людей мучительно и беспощадно. Укоренившееся угнетение утяжеляет население, приводя к психозу страха, характеризующемуся повсеместной тревогой и депрессией. Само выживание людей хрупко и чревато.

Индийское государство подавило пятое сословие - институт, столь фундаментальный для плюралистического демократического порядка, - чтобы подавить важные разговоры о сопротивлении людей оккупации. Варма описал эту осаду как «нападение на дух, а не на тело ... Речь идет о том, чтобы сломить их дух, не позволяя им делиться даже самой простой информацией».

Как свидетели этой пародии на правосудие, политизированная судебная система Индии не предоставляет никакого облегчения народу Кашмира. Согласно докладу журнала «Economist», «о многих вопиющих нарушениях, происходящих в Кашмире, они хранили решительно и постыдно молчание».

Фактически, это военное положение в Кашмире, введенное Нью-Дели для укрепления своего непопулярного правления.

Чтобы избежать выявления безудержных нарушений прав человека, индийский штат и его силы защищены сетью слежки и пропаганды оруэлловского масштаба. Убийственная сеть жестоких следователей, жестоких солдат, смертоносных боеприпасов и милитаристских законов была развернута, чтобы стереть личность и память людей.

Чтобы получить ложные признания от заключенных молодых людей, им угрожают косвенным причинением вреда членам их семей, особенно женщинам. Наемники и шпионы государства добились того, что сосед боится своего соседа, а брат подозревает своего брата. Из-за этих махинаций среди людей широко распространено недоверие, ведущее к психическому и нервному срыву.

Чтобы обеспечить политическое подчинение и административную легитимность, правители Индии подкупили некоторые местные политические и бюрократические элиты за счет государственного патронажа, подкупая их экономическими и другими материальными и нематериальными льготами и ресурсами. Затем эти коррумпированные элиты служат гражданским лицом, силовиками для военных властей.

Память кашмирца наполнена грустью, горечью и гневом. Это история о людях, кипящих от глубокой тоски и беспокойства. Кашмир и его несчастные жители стали олицетворением страданий.

Погруженный в агонию - это стремление к самоопределению, обещанное ООН, ужасно оклеветанное и подавленное оккупационной державой, и столь же печально забытое международным сообществом. Это давно отрицаемое и подавляемое стремление нашло выражение в форме безжалостного сопротивления мирных и безоружных людей. Эта длительная борьба является воплощением воли людей к сопротивлению насильственной оккупации и лишению свободы со времен раздела в 1947 году.

С тех роковых дней Кашмир по-прежнему был вовлечен в два противоположных представления о государственности Индии и Пакистана. Две соперничающие страны рассматривают Кашмир либо как «неотъемлемую часть» Индии, либо как «яремную вену» Пакистана.

В этих резких и бескомпромиссных фразах отсутствуют рассказы и муки тех, кто имеет полное право определять судьбу Кашмира - «мы, народ Кашмира». Эти клише лишь сделали историческое движение за самоопределение трудноразрешимым, низводя его до чисто пространственной или культурной борьбы за территорию или религиозную идентичность. Что еще более важно, эти формулировки иррационально сняли кашмирцев с стола переговоров, где в конечном итоге должна быть определена их политическая судьба.

Кашмирцы стали самыми большими жертвами конфликта между Индией и Пакистаном. Дисфункциональные отношения этих двух стран являются примером международной враждебности, порожденной политической несовместимостью, религиозной и культурной ненавистью и неразрешенными политическими спорами. Вместо того, чтобы выбирать потенциал будущего, они бесстыдно выбрали тьму прошлого.

Каков путь вперед?

Во-первых, бесчисленные раунды двусторонних переговоров за десятилетия между Индией и Пакистаном ни к чему не привели. Нет никаких свидетельств того, что они придут к взаимопониманию без прямого или косвенного вмешательства международного сообщества под эгидой ООН.

Существуют некоторые шаги по укреплению доверия в качестве прелюдии к окончательному урегулированию спора путем переговоров: Призвать к прекращению огня и строгому соблюдению его всеми заинтересованными сторонами; Способствовать демилитаризации под наблюдением ООН по обе стороны линии фактического контроля; Способствовать безусловному освобождению всех политических заключенных; Отменить все репрессивные законы, включая AFSPA (Закон об особых полномочиях вооруженных сил, 1990]) и PSA (Закон Джамму и Кашмира об общественной безопасности, 1978) и т.д. и др.; Предоставить свободу местным, национальным и международным средствам массовой информации на всей спорной территории; содействовать созданию под наблюдением ООН механизмов установления истины и примирения для обеспечения справедливости и подотчетности; предоставить международным наблюдателям беспрепятственный доступ к обеим сторонам Кашмира для оценки ситуации на местах из первых рук.

Эти действия, несомненно, будут способствовать урегулированию спора в Кашмире под наблюдением ООН путем переговоров. В противном случае Кашмир и кашмирцы будут продолжать страдать в условиях жестокой оккупации со стороны государства, ведущего войну со своим соседом в ядерной обстановке. Настало время Индии и Пакистану выйти за рамки своих семидесятилетних подходов с нулевой суммой.

Бремя сделать это реальностью лежит не только на Индии и Пакистане, но и на международном сообществе. На карту поставлены не только неограниченные возможности для процветающих миллионов этих двух стран, но и само выживание миллиардов людей в Южной Азии и за ее пределами.

Это не разжигание страха. Этот Армагеддон весьма вероятен, учитывая непримиримость ура-националистов, которые в настоящее время рыщут в Индии. Это не вопрос «если», а «когда».

Тарик Ахмед

Источник