Как Мусульманская лига завоевала отдельные электораты от британцев

Основатели Мусульманской лиги, 1906 г.

Уступка по отдельным выборным спискам мусульманам англичанами в 1909 году упоминается почти во всех исторических книгах, написанных об этом периоде. Однако очень немногие писатели упомянули о процессе, в результате которого возникла эта уступка. На самом деле, такие авторы, как Шаши Тхарур (2015) и Нарендра Сингх Сарила (2004), в частности, представляют его как британский заговор, в котором мусульмане "использовались" для оправдания отдельных электоратов, чтобы разделить мусульман и индуистов. Поэтому необходимо детальное исследование, которое покажет не только процесс, посредством которого эта уступка была получена Мусульманской лигой, но и то, как британцы действительно видели индуистов и мусульман, политически и социально.

В октябре 1906 года вице-король лорд Минто принял депутацию Симлы, состоящую из мусульманских лидеров со всей Индии. Они требовали отдельные списки от англичан и представительство от своего населения. В самом непосредственном смысле это было вызвано различиями между индуистской и мусульманской реакцией на раздел Бенгалии в 1905 году и обещанием, данным в июле 1906 года новым либеральным британским правительством в отношении конституционных реформ представительного характера. Минто в своем ответе заявил, что он понимает требование депутации о том, чтобы мусульмане были представлены как община, но он не уверен, как это представительство может быть достигнуто [1]. Этот последний пункт имеет решающее значение, и мы вернемся к нему позже в статье.

21 марта 1907 года депеша правительства Индии предоставила четыре места мусульманам в Совете вице-короля. Два должны быть заполнены путем выдвижения кандидатур, а два других - путем выборов через отдельные избирательные округа [2]. 17 мая 1907 года государственный секретарь Джон Морли разослал свою собственную депешу, в которой утверждалось отдельное представительство [3]. В августе того же года был издан циркуляр для местных органов власти в Индии, чтобы узнать их мнение. Интересно, что, хотя они одобрили концепцию представительства мусульман, они разошлись во мнениях о том, как будет выбран представитель. Один вариант - через коллегии выборщиков, другой - через признанные мусульманские ассоциации, а третий - через выдвижение кандидатов. Таким образом, требование мусульманского представительства путем голосования исключительно мусульманскими избирателями все еще витало в воздухе.

Мусульманская лига, созданная через несколько месяцев после депутации в Симле, ответила, указав на этот "заметный пробел" в мышлении [4]. Лига потребовала десять мест по выбору, все они должны быть заполнены исключительно мусульманскими избирателями, без каких-либо кандидатур. Она направила свои предложения правительству в марте 1908 года.

Однако все обернулось к худшему для Лиги, когда Морли начал менять свое мнение под влиянием лорда Макдоннелла и некоторого давления индусов [5]. Комитет по реформе его Совета предложил коллегии выборщиков, что было передано в его депеше 27 ноября 1908 года [6].

Эта депеша не предусматривала отдельных избирательных округов и выступала за использование совместных избирательных округов, которые вернули бы фиксированную долю индуистов и мусульман (колледж), которые затем избрали бы законодательный орган провинций. Эта система уже существовала в районных советах и муниципалитетах. Ответ Мусульманской лиги пришел 31 декабря 1908 года на сессии Амритсара под председательством Али Имама, в резолюции, предупреждающей правительство о "первом разрушении...неявной веры", возложенной на правительство мусульманами [7]. Сэр Шафи написал ряд писем личному секретарю вице-короля Данлопу Смиту, в которых выражал озабоченность мусульман по поводу плана реформ Морли [8]. Лондонское отделение Лиги, созданное в мае 1908 года, оказывало давление на Великобританию через своего президента Амира Али, ветерана бенгальского лидера. Они отправили Мемориал вице-королю и опубликовали брошюры. "Таймс" предоставила место для дебатов сторонникам и противникам отдельных избирательных округов, и газета согласилась с требованием мусульман [9]. Амир Али встретился с Морли, но ему это не удалось. Давление оказывала и мусульманская пресса: к Паисе Ахбар, Ватану и Заминдару присоединился лахорский обозреватель. Кроме того, индийские мусульмане, а не только члены Лиги, проводили митинги протеста по всей Индии и направляли резолюции правительству. Вице-король лорд Минто тоже убедился, что план Морли был плохой идеей, сообщив ему, что "хотя магометанин молчит, он очень силен" [10]. В январе 1909 года, похоже, Али Имам был переманен на сторону объединенных избирателей обещанием власти от Минто. Его письмо вице-королю от 4 февраля 1909 года является доказательством этой перемены. Тем не менее несколько британцев встали на сторону Лиги. Среди них были сэр А. Т. Арундел, принц Уэльский, сэр А. Х. Фрейзер и сэр Джордж Кларк (описанный Минто как антимусульманский). Британская пресса разделилась: "Таймс" встала на сторону отдельных избирателей, а "Манчестер Гардиан" выступила против. Морли в своей речи 23 февраля 1909 года признал, что требования мусульман будут удовлетворены "в полном объеме" [11]. Индуистские лидеры, такие как Малавия и С. Банерджа, яростно осудили эту схему.

1 апреля 1909 года заместитель государственного секретаря Бьюкенен предложил две противоположные схемы. Сначала он заявил, что требования мусульман должны быть удовлетворены. Это было поддержано премьер-министром Х. Х. Асквитом. Затем он раскрыл планы правительства по достижению представительства мусульман: путем выборов через отдельные избирательные округа, выдвижение кандидатов или коллегии выборщиков через совместные избирательные округа. Лига пришла в ярость от такого поворота событий. Теперь они требовали, чтобы 12 мест в Имперском законодательном совете были заполнены отдельными выборщиками, и оказывали большее давление на правительство. Всем провинциальным отделениям было поручено завербовать мусульманских "анджуманов" и ассоциации, не входящие в Лигу. Поэтому в период с апреля по май 1909 года по всей Индии проходили митинги протеста. В Лакхнау и Дакке мусульманские лавочники объявили добровольные забастовки [12]. На встрече в Лакхнау присутствовало около 12 000 мусульман [13]. Морли был встревожен, и Британская оппозиционная консервативная партия (тренируемая Лондонским отделением Лиги) также оказала давление, указав на несоответствие между заявлениями Морли и Бьюкенена [14]. Действующая Либеральная партия хотела, чтобы ее реформы достигли политического успеха. 26 апреля 1909 года Бьюкенен от имени Морли уступил отдельные избирательные округа мусульманской общине [15].

Принадлежавшая Конгрессу или вдохновленная им пресса в Индии решительно отвергла эту уступку [16]. Минто также был недоволен и создавал проблемы, когда разрабатывались правила и положения, касающиеся советов. Сначала он привлек на свою сторону Али Имама (с которым он встретился непосредственно в Симле), чтобы заставить Лигу принять и смешанные электораты. Это ни к чему не привело, так как Лига не была заинтересована. Можно также сказать, что то, что британцы (особенно Минто) имели в виду под "отдельным представительством", всегда отличалось от того, что понимала Мусульманская лига. Рази Васти (1964, с. 183) предполагает, что сэр Чарльз Лайалл, который в Индийском офисе отвечал за консультации по вопросам раздельного представительства, не справился со своей работой должным образом. В любом случае, правительство Индии 22 июля 1909 года изложило правила и положения: шесть зарезервированных мест для мусульман из шести провинций в Имперском Законодательном совете, плюс еще два места по выдвижению, если мусульмане не получат эти места на всеобщих выборах. Несмотря на протесты мусульман в июне и июле, правительство не сдвинулось с места. Морли занимался и мусульманами, и своими "индуистскими посылками" [17]. И он, и Минто были довольно раздражены мусульманскими обещаниями, и последний заметил: "Я считаю, что с мусульманами обращаются справедливо и щедро...мы можем благоразумно отказаться от дальнейших переговоров с ними". [18] 15 ноября 1909 года вступил в силу Закон о советах Индии.

Интересно, что мусульманский спрос на отдельные электораты некоторые авторы называют недемократическим (Jaffrelot, 2015). Однако Отец индийской конституции Б. Р. Амбедкар также требовал отдельных избирательных округов для далитов. То же самое сделали сикхи и все меньшинства в Индии, которые хотели сохранить свое представительство. Даже лидеры Конгресса, такие как Г. К. Гокхале, приняли отдельные избирательные округа [19], а Ганди, который так яростно отрицал право на далитов в 1932 году, в мае 1947 года потребовал, чтобы по крайней мере две трети индуистского меньшинства в Бенгалии приняли любой правительственный акт [20]. Поэтому меньшинства, обращающиеся с просьбой о резервации или отдельной регистрации, не должны восприниматься как недемократические.

Борьба Мусульманской лиги за отдельные электораты, маневрирование и двуличие британцев и их усилия уравновесить две общины ясно показывают, что они не были в пользу ни индуистов, ни мусульман в целом. В первую очередь они стремились к собственной выгоде.

Мерадж Хасан

Ссылки:

[1] Minto Papers, 1st October 1906

[2] Government of India to the Secretary of State, paras 52-55, Public Letters from India, vol. Xxxv.

[3] Secretary of State’s despatch, para 26.

[4] ‘Suggestions on the Council Reform Scheme of the GOI by the AIML’, Muslim League Papers, vol. 10, Archives of the Freedom Movement.

[5] Minto to Morley, 9th February 1909, 27th May 1909, Morley Collection (in a retrospective analysis)

[6] Secretary of State to the Viceroy, 27th November 1908, Morley Papers.

[7] Musa Khan, “Processdings of the Annual Meetings of AIML Amritsar”, p. 5

[8] January 1909, Morley Collection

[9] See ‘The Times’ for 26th and 29th December 1908, 4th and 5th January 1909

[10] Minto to Morley, Minto Papers, 12th January 1909

[11] P. Mukherji, “Indian Constitutional Documents”, vol. i, p. 333

[12] Matiur Rahman, “From Consultation to Confrontation”, p. 122

[13] Indian Daily Telegraph, 29th April 1909

[14] Hansard, 5 series (Commons), III, vols. 578-579.

[15] Ibid. 26th April 1909.

[16] See ‘The Tribune’, 2nd July 1909

[17] Morley to Minto, 28th January 1909

[18] Minto to Morley, 24th July 1909, Morley Collection

[19] Indian World, August 1909, pp. 610-13

[20] Pyarelal. “Mahatma Gandhi”, vol. II, p. 185.

Источник