Как будут развиваться китайско-пакистанские отношения в рамках инициативы «Один пояс и один путь»?

Традиционно-дружественные отношения между Китаем и Пакистаном получили новые точки роста, с проектом «Один пояс, один путь». Как заявил бывший премьер-министр Пакистана Наваз Шариф во время своего визита в Китай в 2014 году, «Китай и Пакистан воспримут строительство китайско-пакистанского экономического коридора как центр практического сотрудничества между двумя странами в следующие несколько десятилетий, и совместно построят «китайско-пакистанское сообщество единой судьбы»».

Проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь» полностью соответствует национальным стратегиям развития и общим интересам Китая и Пакистана. Китайско-пакистанский экономический коридор, соединенный с «Экономическим поясом Шелкового пути», имеет большое значение как для Пакистана, так и для Китая. Активное сотрудничество между странами на платформе «Один пояс, один путь» задаст тон китайско-пакистанским отношениям в ближайшие десятилетия и, несомненно, откроет новые возможности для развития двусторонних отношений.

«Один пояс, один путь» — это системный проект. С точки зрения самой стратегии, «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь 21 века» — это стратегическое направление, которое требует долгосрочного развития, но соответствующие методы их продвижения не совпадают, а краткосрочные приоритетные направления не полностью согласованы. «Китайско-пакистанский экономический коридор». В качестве флагманского проекта, для общего развития, объединение «Сухопутного Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» станет новым направлением развития регионального экономического сотрудничества на этом маршруте.

Отношения между Китаем и Пакистаном были преобразованы во «всепогодное стратегическое партнерство», что также является новым позиционированием отношений между двумя странами после инициативы «Один пояс, один путь». Развитие двусторонних отношений между Китаем и Пакистаном до этого не было сбалансированным, а некоторые аспекты двустороннего сотрудничества, особенно экономического, были недостаточными. Одним из наиболее очевидных является то, что отрасли Китая и Пакистана не в значительной степени дополняют друг друга. Почти все товары, экспортируемые Пакистаном, конкурируют с Китаем; существует серьезный дисбаланс в развитии двусторонней торговли между Китаем и Пакистаном, и торговый дефицит очевиден. Согласно данным экономического обзора Пакистана за 2013-2014 финансовый год экспортная торговля Пакистана в Китай увеличилась с 4,1 млрд долларов США, в 2006–2007 годах до 9,2 млрд долларов США в 2012–2013 годах, т.е. на 124%, в то время как торговля Китая с Пакистаном увеличилась только на 1% за тот же период. Китайско-пакистанские отношения сильны с точки зрения политики и безопасности, но слабы с точки зрения экономики. Однако после реализации проекта экономического коридора Китай-Пакистан объем торговли между Китаем и Пакистаном значительно увеличился.

Согласно статистическим данным Министерства финансов Пакистана, объем торговли между Китаем и Пакистаном с 2015 по 2016 год составил 13,77 млрд долларов США. Экспорт Пакистана в Китай достиг 13,77 млрд долларов США в 2016 году, а экспорт Китая в Пакистан в том же году, составил 12,1 миллиарда долларов США, что на 250% больше, чем в 2007 году. Строительство экономического коридора Китай-Пакистан создало возможности и заложило основу для будущего экономического сотрудничества между двумя странами и реализации взаимовыгодного экономического развития.

Пакистан является важной страной в Южной Азии с населением, уступающим только Индии. однако экономическое развитие Пакистана ограничено нехваткой энергии, ресурсов, технологий, капитала и других факторов производства. Рост экономики относительно медленный, а занятость большого числа людей является давлением, стоящим перед страной. В этих обстоятельствах, если технологии, производственные мощности, капитал и другие зрелые экономические силы Китая будут органически интегрированы с Пакистаном, экономический уровень Пакистана значительно улучшится, а его экономическая жизнеспособность значительно оживится. Посредством проектов, связанных с «Один пояс, один путь», Китай может передать большое количество своих производств и аутсорсинговых операций в Пакистан и постепенно формировать производственные цепочки и индустриальные парки для содействия экономическому развитию всего региона.

Как считает Фазаль-ур-Рехман, эксперт по китайско-пакистанским отношениям и директор Китайского института Центра стратегических исследований Пакистана, Китай-Пакистан, на основе сохранения традиционного политического сотрудничества, стремится к расширению и углублению экономического сотрудничества, которое будет занимать все более важное место в будущих отношениях между Китаем и Пакистаном. Китай может предоставить прекрасные инженерные технологии и накопленный богатый опыт для строительства инфраструктуры Пакистана. Китай также может поставлять Пакистану различные машины и оборудование. В настоящее время в большинстве этих отраслей в Китае имеется избыток производственных мощностей, но для Пакистана они все еще крайне необходимы. Что касается огромных инвестиций, принесенных проектом «Один пояс, один путь», то он станет крупнейшей поддержкой со стороны развивающихся стран в истории Пакистана.

Продвижение «Одного пояса и одного пути» — это не вопрос одного или двух дней, и страны, находящиеся на этом пути, по-разному относятся к этому.

В апреле 2015 года президент Си Цзиньпин посетил Пакистан. В совместном заявлении глав Китая и Пакистана особо подчеркивается, что инициатива «Один пояс, один путь» — это новая модель регионального сотрудничества, которая откроет новые возможности для общего возрождения Азии и общего процветания всех стран.

Се Дунцян