Афганская проблема XXI века

Начало XXI века ознаменовалось приходом США в Афганистан, при этом – уже через 20 лет они были вынуждены покинуть территорию страны, а афганцы при этом учредили новую концепцию Дня Независимости – 19 августа, как дня победы над тремя империями: Британской, СССР и США.

Террористические акты 11 сентября 2001 года, совершённые в Соединённых Штатах Америки привели к операции в Афганистане «Несокрушимая свобода». Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF) действовали в соответствии с резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года. С августа 2003 года командование ISAF осуществляется блоком НАТО. В состав ISAF вошли 48 стран (в основном члены НАТО).

Международная антитеррористическая коалиция на Боннской конференции в декабре 2001г выработала основные принципы государственного переустройства Афганистана и сформировала Временное правительство страны на коалиционной основе. В январе 2002 г. на международной конференции в Токио было принято решение об оказании финансовой помощи в восстановлении Афганистана и выделении финансовых средств на сумму 4,5 млрд. долларов. В июне 2002г опять же при негласном участии США и их союзников по коалиции была созвана Лоя джирга, на которой Хамид Карзай был избран президентом страны и была сформирована Переходная администрация Афганистана под его руководством. Наконец, в январе 2004 г был сделан самый важный шаг в области политических преобразований – принята новая конституция Афганистана, которая заложила основы для нового государственного устройства и зафиксировала демократические принципы общественной жизни и права граждан Афганистана.

При этом – нельзя не отметить, что проамериканский режим держался только в столице и крупных городах, фактически – остальная территория находилась под властью Талибана (и так называемых «теневых правительствах») и жила по совершенно иным правилам.

Пришедший к власти в 2014 году Ашраф Гани показал себя крайне слабым политиком, правление которого находилось в полной зависимости от США. К сожалению, его магистерская и докторская степени по социально-культурной антропологии мало ему помогли, хотя по идее – должно было быть наоборот. Вывод американских войск в 2021 году это замечательно продемонстрировал.

Кроме собственно талибов, правительству с 2016 года противостоит и группировка ИГИЛ, которая изначально планировала объединение, но различия в целях с талибами оказались слишком значительными.

Итак, правительство США и их союзники всерьез рассчитывали на создание в Афганистане демократии европеизированного типа. Более того, была сделана ставка на то, что рядовые афганцы это решение поддержат. При этом совершенно не учитывался тот факт, что афганское общество: малограмотное, слабо политизированное, религиозное, будет готово принять новую и чужую концепцию развития. Тем более, что активной рекламы и пропаганды новых правил и порядков не велось, видимо американские политологи полагали, что все должно идти естественным путем распространения идей. А может просто боялись визитов на подконтрольные Талибану территории.

При этом Россия, как и соседние с Афганистаном страны, прекрасно понимали, что реальной власти проамериканский Кабул не имеет и шансов ему удержаться при выводе войск коалиции практически нет. Но тем не менее, не оставляли попыток договориться с обеими сторонами конфликта: официальным Кабулом и Талибаном. За это говорят, как Катарский, так и Московский формат. В настоящее время, несмотря на официальное «непризнание» правительства, сформированного Талибаном, переговоры продолжаются. При том, что западный (американский) формат потерпел полный крах.

Таким образом, мировые (Россия и Китай) и региональные (Пакистан, Иран, страны ЦА) игроки в настоящее время могут предложить Афганистану нечто большее, чем военная оккупация и марионеточное правительство, базирующиеся во многом на выкачивании природных ресурсов страны или продаже наркотиков. Основные возможные направления развития страны в данном контексте: разработка залежей железной руды в Хаджигак и коксующегося угля в соседних районах Шабашак и Дар-и-Суф, разработка запасов нефти и газа в Балхе, добыча редкоземельных металлов: литий, церий, неодим, лантан, цинк и ртуть…, есть неплохие расчеты на трансафганские проекты по транспортировке нефти, газа, электроэнергии и даже высокоскоростного кабельного интернета. И это самый минимум, реализовывать которые было проблематично из-за неустойчивости власти и хищнических амбиций США.

В XXI веке выяснилось, что:

- Население Афганистана не ищет пути реализации европейско-американских прав и свобод, а ждет стабильности экономики и политики;

- Американская теория «нормализации» потерпела крах;

- Внешние дипломатические силы, которые вели диалог с обеими сторонами (официальный Кабул и Талибан) получили в настоящее время значительное преимущество и возможность влиять на будущее ЦА.

Вероятный сценарий развития будущего Афганистана: развитие политики и экономики с помощью мировых и региональных стран-лидеров, заинтересованных в стабилизации ситуации в стране, а также – постепенная деисламизация талибского правительства мягкими методами влияния и смягчение влияния радикальных факторов на афганское общество.

Марина Баканова